Автономные грузовики: как они изменят сферу перевозок?

Все мы слышали страшные истории в духе: «В один прекрасный день на наших дорогах появятся автономные грузовики, и в мгновение ока тысячи водителей окажутся без работы, не имея никаких перспектив и возможностей для обеспечения себя и своих семей». Безусловно, вероятность развития такого сценария волнует многих на протяжении последних нескольких лет. Особенно сейчас, когда технологии беспилотного вождения приближаются к коммерческой реализации. В этой статье поговорим о том, почему эти опасения ошибочны и чего в действительности следует ждать от внедрения автономных грузовиков. 

Взгляд под другим углом

А что, если вместо описанного выше прогноза, в действительности произойдет нечто противоположное? Что, если вместо массового увольнения огромного числа сотрудников, на рынке труда появятся новые рабочие места и потребность в человеческом ресурсе возрастет? Во всяком случае, такое предположение выдвинул Джек Робертс — ответственный редактор журнала «Heavy Duty Trucking», ведущий блог о грузоперевозках с 1995 года. По его мнению, внедрение автономных грузовиков может создать примерно «15-20 новых рабочих мест для каждого водителя грузовика, которого оно лишит привычной деятельности». Также он подчеркивает, что новые предложения на рынке труда будут хорошо оплачиваться, а также потребуют от работников вовлеченности в процесс и ответственного подхода. 

В чем суть?

В своей статье «Will Autonomous Trucks Create a Boom in Trucking Jobs?» Джек Робертс рассказывает о том, что впервые задумался об альтернативном сценарии в тот момент, когда посетил компанию «Torc Robotics», расположенную в штате Нью-Мексико. Цель визита заключалась в том, чтобы познакомиться с программой создания автономных грузовиков. 

Во время экскурсии его завели в центр управления полетами, где он смог увидеть группу специалистов, сидевших перед компьютерами и наблюдавших за работой небольшого парка автономных грузовиков. Смысл их работы заключался в том, чтобы быть на связи в те моменты, когда что-то пойдет не так и помогать инженерам справиться с проблемами. 

Представители компании объяснили Джеку Робертсу, что подобные центры управления в ближайшем будущем станут обычным делом для парков автономных грузовиков. Специалисты будут дежурить днем и ночью, чтобы следить за множеством автономных грузовиков, помогать с доставкой, находить новые грузы, договариваться о тарифах, решать вопросы с клиентами, устранять возникающие сложности с эксплуатацией и обслуживанием, предотвращать аварийные ситуации. Более того, на начальном этапе развития автономных технологий потребуются опытные водители грузовиков, так как они обладают реальными знаниями и навыками в решении перечисленных проблем. 

Без человека невозможно 

Все это сильно противоречит стереотипному образу автономной эры. Представления о самоуправляемых грузовиках-роботах, в одиночку бороздящих шоссе, лишь изредка делая остановки для заправки и замены масла, с треском разбиваются о реальность. Действительность говорит о том, что обойтись без человека не получится. Кто-то должен контролировать происходящее, устранять неполадки, ремонтировать вышедшие из строя приборы и так далее. 

Для ежедневного функционирования грузовых автомобилей требуется огромное количество людей. Водители не просто управляют тягачом, но и выполняют много других важных задач. Они проводят осмотр фуры до и после рейса, выступают в роли грузчиков, контролируют, чтобы товары были закреплены и уложены согласно нормативам, а прицепы находились в правильном положении. Помимо этого, водители могут выполнять роль службы поддержки клиентов, функции охраны грузов, проверяя, чтобы отправления не были украдены или повреждены в процессе транспортировки. Все это — вопросы, которые все равно лягут на плечи людей, занимающихся обеспечением работоспособности одного автономного грузовика. 

Компьютеры и беспилотные системы управления на борту грузовика, какими бы совершенными они ни были, не смогут выполнить ни одну из этих задач с компетенцией, близкой к человеческой. Если во время движения автономного грузовика возникнет проблема (а это может случиться в любой момент), потребуется тот, кто сможет вмешаться и решить ее. 

В упомянутой выше статье, Джек Робертс выдвигает следующее предположение: для одной поездки условного беспилотного грузовика по пересеченной местности с четырьмя остановками для заправки топлива может потребоваться до 12 человек, которые будут осуществлять контроль за ним. Эти люди будут должны находиться на стоянках по всему маршруту и следить за тем, чтобы грузовик не нарушал правила дорожного движения, был в безопасности и не отклонялся от заданного пути следования. Более того, могут потребоваться еще два-три специалиста, которые будут следить за грузовиком в рамках ежедневной смены в штаб-квартире автопарка. Именно они должны будут проконтролировать, что тягач, выходящий в рейс, не нарушает технических и иных требований, а также не имеет никаких проблем и поломок. От них потребуется заправить грузовик топливом, проверить двигатель и шины, а также произвести ряд других манипуляций. В целом, все то, что было обозначено выше — это и есть те самые задачи, которые раньше мог решить один водитель-человек. 

Кажется логичным и очевидным, что, как минимум на первых порах, автономные грузовики никак не смогут обойтись без помощи человека, который будет контролировать их перемещение по улицам и шоссе. В теории, это может стать положительным фактором в смысле создания новых хороших рабочих мест в грузовой отрасли, считает Джек Робертс. 

Найти груз Найти транспорт