А так ли плох экспедитор?
Для ответа на вопрос сначала нужно разобраться в понятиях. Мы предлагаем 3 категории участников процесса перевозки:
- Грузовладельцы. Это компании, которым нужно отправить свой груз (клиенту, на склад, на производство, в магазин) или получить груз (от поставщика, партнёра). Они называются грузовладельцами, потому что это их груз по праву, они его произвели, купили, арендовали, взяли напрокат и могут им распоряжаться в рамках закона.
У них нет транспорта и чтобы переместить свой груз из одного места в другое где-то нужно найти машину, соответствующую параметрам груза и готовую ехать в заданном направлении.
- Грузоперевозчики. Это как раз те ребята, у которых в собственности, аренде или лизинге имеются транспортные средства. Именно они предлагают свои машины грузовладельцам для перевозки их грузов по различным маршрутам.
В этом месте круг замкнулся: владелец груза договаривается с владельцем транспорта о доставке груза, один груз перевозит, второй оплачивает услугу, всё.
Зачем же здесь кто-то ещё?
- Экспедиторы. Многие считают, что у этих товарищей нет ни машин, ни грузов (ни совести), зато есть компьютер, интернет, стол, стул и огромное желание заработать денег. Это верно только отчасти, ведь сейчас у каждого (и у перевозчика, и у грузовладельца) есть мебель, компьютер с интернетом и желание заработать.
Реальное отличие экспедитора от остальных категорий состоит в том, что он принимает на себя одновременно роль и грузовладельца, и грузоперевозка. Для грузовладельца экспедитор становится перевозчиком, а для перевозчика - грузовладельцем.
Можно копать дальше и скрещивать различные варианты, например экспедитор-перевозчик или грузовладелец-перевозчик. Но это не имеет никакого смысла, потому что все разделения приводят только к одной категории - экспедитор.
В идеальном мире вполне достаточно только двух категорий, грузовладельцев и грузоперевозчиков, которые договариваются между собой о перевозке и исполняют обязательства друг перед другом. Однако мы живём в условиях далёких от идеала и не всегда эти двое могут договориться из-за противоречий в их потребностях и целях.
Что нужно грузоперевозчику, чтобы он был доволен своим делом:
- клиенты, которые регулярно дают заказы на все его машины,
- высокие цены,
- быстрая оплата его услуг,
- отсутствие простоев, срывов погрузок, штрафов за опоздания и прочее.
Что нужно грузовладельцу, чтобы он был доволен своим отделом логистики:
- перевозчики с разными типами транспорта (в т.ч. с возможностью заказа неполной машины),
- отправка грузов по любым направлениям,
- низкие цены, в большинстве случаев с НДС,
- соблюдение сроков подачи машины на погрузку и выгрузку,
- быстрый возврат документов,
- длительная отсрочка платежа,
- гарантии сохранности груза,
- ответственность за различные нарушения в соответствии с договором.
Учитывая вышесказанное, грузовладельцу и перевозчику сложно договориться друг с другом, одному нужно с НДС, другой работает без НДС, одному нужно отправить 5 тонн груза, а у второго только 20-тонники, один работает по Москве, а второму нужно в Волгоград, один платит с отсрочкой 60 дней, другому нужна предоплата и так далее и тому подобное.
Конечно, для грузовладельца есть выход найти 100 или 1 000 перевозчиков под все его нужды. Но у этого решения есть большой изъян - главная функция грузовладельца производить, продавать товары, а не тратить всё время на поиск, проверку, организацию работы с сотней или тысячей перевозчиков.
Так же для грузоперевозчика есть решение. Нужно организовывать отдел продаж, давать рекламу, заниматься продвижением своих услуг и тогда с большой вероятностью клиенты появятся именно такие, какие нужны. Но здесь есть сложность, перевозчик должен обладать значительным бюджетом на рекламу, знанием техник продаж, умением обрабатывать потенциальные заявки и прочее.
Учитывая, что 71% перевозчиков в России – это ИП, в собственности которых от 1 до 5 грузовых машин, не у каждого есть желание разбираться в продажах и возможности вкладываться в развитие.
Для сглаживания противоречий между грузовладельцем и перевозчиком существуют экспедиторские компании. Они эффективно организовывают взаимодействие двух сторон так, что каждый остаётся верен своим потребностям и целям.
Фокус экспедитора направлен в первую очередь на привлечение клиентов (грузовладельцев) и удовлетворение их потребностей.
Экспедитор вкладывает в рекламу, содержит отдел продаж, ищет тендеры и участвует в них, регистрируется на площадках крупных заказчиков и ведёт там торги, анализирует цены, формирует коммерческие предложения, решает проблемные ситуации, обеспечивает сохранность груза.
Отдел логистики экспедиторов находит перевозчиков, проводит их проверку и выбирает самых надёжных, контролирует сроки подачи машин на погрузку и выгрузку, собирает документы.
Экспедитор работает с грузовладельцем по договору с НДС, при этом с перевозчиками без НДС. Заключает договоры с клиентами с отсрочкой 30-60 дней, а перевозчики получают деньги через 10-15 дней после доставки ТТН.
Кроме того, если грузовладелец не заплатил экспедитору, перевозчик всё равно получит деньги за сделанную работу, ведь потеря репутации обходится гораздо дороже разового убытка.
Таким образом, если у грузовладельца главная функция – это производить и продавать товары, у грузоперевозчика их перевозить, то у экспедитора главная функция организовать перевозку так, чтобы и грузовладелец, и перевозчик были довольны взаимодействием и добились своих целей.
К экспедиторам есть много претензий, не платят перевозчикам, занижают ставки, делают большую накрутку клиентам, не могут решить проблемы на погрузках/выгрузках и другие. Но кто не без греха…
Объективно, экспедиторы – важный и нужный связующий элемент в реалиях современного рынка логистических услуг. Как выбрать надёжного и не прогадать расскажем в следующих статьях.
Используйте биржу грузоперевозок 2082.ru, выбирайте надёжных грузовладельцев, перевозчиков и экспедиторов.