Как проверить надёжность перевозчика и заказчика
Как проверить надёжность перевозчика и заказчика
На рынке грузоперевозок действуют два основных субъекта – заказчик перевозки и перевозчик. Один заказывает перевозку и оплачивает, а второй осуществляет доставку. Оба находятся под риском из-за ряда факторов:
- временной промежуток межу отправкой груза и доставкой. В это время с грузом может произойти всё что угодно;
- временной промежуток между доставкой груза и оплатой. За время отсрочки с покупателем могут приключиться различные неприятности;
- при заключении договора заказчик и перевозчик зачастую не знакомы и ничего друг о друге не знают. Не всегда понятно, реально ли те, кто заказывает перевозку или её исполняют имеют благие намерения;
- взаимодействие происходит в большинстве случаев виртуально, по электронной почте, телефону и т.д. Контакты происходят обезличено, физически ничего не передаётся.
Влияние этих факторов можно легко убрать, если клиент встретится с перевозчиком, заключит договор, произведёт погрузку, будет сопровождать перевозчика до места выгрузки, произведёт разгрузку и сразу оплатит оказанную услугу. В реальности такая организация перевозки встречается крайне редко, а значит нужно максимально снизить возможные риски, как перевозчику, так и заказчику.
Основной риск для перевозчика – это неоплата перевозки или серьёзное нарушение сроков оплаты.
Основной риск для заказчика – это повреждение груза в процессе перевозки или его кража.
Чтобы снизить возможность возникновения вышеуказанных угроз рекомендуем тщательно проверять заказчиков и перевозчиков перед началом сотрудничества.
Проверка компании
Для принятия решения о том, стоит ли работать с фирмой заказчиком или перевозчиком нужно предварительно проверить её на благонадёжность. Для этого существует множество сервисов как бесплатных (или условно-бесплатных), так и платных.
Бесплатные сервисы проверки контрагентов
Большинство бесплатных (да и платных) сервисов берут информацию с сайта федеральной налоговой службы и других государственных органов, поэтому сразу дадим несколько ссылок на первоисточники:
- https://pb.nalog.ru – здесь в поисковой строке вбивайте ИНН организации, которую проверяете и качайте выписку.
Из выписки вы узнаете:
- действующее предприятие или нет;
- какой у него юридический адрес;
- когда создано юрлицо;
- кто является учредителем и генеральным директором;
- размер уставного капитала;
- коды деятельности и другую информацию.
- https://bo.nalog.ru – здесь так же в поисковой строке вбивайте ИНН и получайте информацию об отчётности, которую контрагент сдавал в налоговую инспекцию за последние 3 года.
В отчёте вы увидите баланс, отчёт о прибылях и убытках, выручку, чистую прибыль и прочие финансовые параметры.
- https://service.nalog.ru/disqualified.html - проверьте включен ли директор в перечень дисквалифицированных лиц
- https://fssp.gov.ru/iss/suspect_info - сделайте проверку на сайте ФССП о том, что директор не находится в розыске по подозрению в совершении преступлений. Такие же базы есть на сайтах МВД, ФСИН и Росфинмониторинга, если требуется, делайте проверку и там.
- https://kad.arbitr.ru – сайт арбитражного суда, показывает все дела интересующей компании в качестве истца и ответчика. На основании данных по количеству и сути судебных дел, особенно в качестве ответчика можно сделать вывод о том, какие претензии предъявляются фирме и насколько они оправданы.
Данных, полученных из вышеуказанных источников вполне достаточно, чтобы сделать первичные выводы и отсеять заведомо неподходящих клиентов, например с малым сроком нахождения на рынке, с отсутствием данных о финансах или наличием судебных дел.
Платные сервисы проверки контрагентов
Кроме бесплатных государственных источников информацию о контрагентах предоставляет множество платных сервисов и условно-бесплатных. Их удобство заключается в том, что вся информация по компании находится в одном месте и не нужно блуждать по сайтам госслужб, чтобы её собрать. Рекламировать сервисы мы не будем, заходите в любую поисковую систему и введите «сервис проверки контрагентов», выпадет множество различных вариантов, выбирайте, какой вам больше нравится. Отличие между сервисами состоит в стоимости и условиях использования, где-то возможно оплатить конкретную проверку разово, а где-то потребуют оплату подписки. В условно-бесплатных сервисах открыта лишь часть сведений, для просмотра всех данных потребуется оплата.
На сайте 2082.ru для платных участников автоматически подключена проверка контрагентов в соответствующем разделе каждого участника системы. Пользователь может проверить любого, зарегистрированного в нашей системе контрагента неограниченное количество раз. Чтобы воспользоваться функцией, зайдите в профиль нужной организации и нажмите на вкладку Проверка, вы увидите всю информацию по компании, собранную из открытых источников.
Проверка заказчика
Как мы выяснили выше, основной риск для перевозчика – это неоплата клиентом в согласованные сроки. Соответственно плательщика нужно проверять, учитывая именно этот риск. Чтобы понять, насколько платёжеспособен заказчик, мы сначала собираем о нём информацию, а затем принимаем решение работать с ним или нет, оплатит он или нет.
Выше мы привели источники информации, из которых можно собрать данные о потенциальном клиенте. Логика и здравый смысл подсказывают, что предпочтение следует отдавать фирмам, которые соответствуют следующим критериям:
- длительное время находятся на своём рынке;
- имеют в штате сотрудников;
- состоят в отраслевых организациях, имеют лицензии;
- имеют зарегистрированный товарный знак;
- сайт работает, указаны адреса нахождения, телефоны и размещена информация о предлагаемых товарах, услугах. Проверьте дату регистрации домена сайта, количество посещений;
- отсутствуют суды, где фирма выступает ответчиком, особенное внимание уделите делам, где истцами выступают организации, оказывающие транспортные услуги;
- проверьте финансовую устойчивость, убедитесь, что нет рисков банкротства;
- соберите информацию в интернете, попытайтесь найти отзывы от клиентов, сотрудников, поставщиков, найдите социальные сети компании.
При выборе заказчика на 2082.ru, кроме вышеуказанных рекомендаций, стоит обратить внимание на следующие:
- дата регистрации на сайте – покажет, как долго фирма работает в системе;
- история изменений контактных данных в личном кабинете – покажет, какие данные менялись и как часто. Если данные меняются часто, это повод насторожиться;
- количество и качество отзывов – чем больше положительных отзывов о заказчике, тем больше перевозчиков с ним сработало и тем более вероятно, что и с вами он расплатится в срок и подтвердит репутацию ответственного плательщика;
- аккаунт в личном кабинете подтверждён, у него есть значок;
- телефон и почта менеджера, с которым вы общаетесь подтверждены, напротив стоят зелёные галочки;
- код телефона относится к региону, в котором зарегистрирована организация.
Не пренебрегайте дополнительными проверками, старайтесь самостоятельно убедиться в реальности данных. Зайдите на сайт клиента, позвоните по указанному в контактах сайта телефону и пригласите менеджера, с которым собираетесь заключить договор или договор-заявку на перевозку грузов и пригласите к телефону.
Напишите на почту менеджера письмо и дождитесь ответа именно на ваше письмо с того адреса, на который вы сами это письмо направляли.
Ведите переписку с заказчиком, используя сервис Сообщения, вы будете уверены, что общаетесь именно с менеджером этой организации.
Все вышеуказанные рекомендации не дают полной гарантии, что заказчик своевременно оплатит, тем не менее с вашей стороны будет проведена работа, которая позволит минимизировать риски и повысить вероятность нахождения платёжеспособного клиента.
Для максимального повышения уверенности в оплате, воспользуйтесь сервисом Факторинг. Так вы сможете получить 90% стоимости перевозки сразу после выгрузки по подписанным ТТН, а остальные 10% после расчётов заказчика факторинговой компанией. При использовании безрегрессного факторинга, перевозчик рискует только 10%, а не всей суммой.
Проверка перевозчика
Выше мы рассмотрели, как проверить компанию на примере заказчика. К перевозчику применимы все указанные способы. Здесь отметим только аспекты, которые касаются исключительно выбора безопасного партнёра по перевозке грузов.
Если к компании исполнителя нет вопросов, то нужно уделить внимание транспорту, на котором будет перевозиться груз, а также водителю, который будет управлять этим транспортом.
Запросите копии следующих документов:
- паспорт водителя;
- водительское удостоверение;
- свидетельство транспортного средства и прицепа;
- паспорт транспортного средства и прицепа;
- полис ОСАГО (или его номер);
- полис страхования гражданской ответственности перевозчика.
Необходим так же номер телефона водителя.
После получения документов, проверьте в бесплатных государственных источниках информацию о предоставленной вам машине и водителе:
https://гибдд.рф/check/auto/ - вся информация об истории регистрации машины в ГИБДД, проверка на участия в ДТП, проверка на нахождение в розыске и других ограничениях.
https://гибдд.рф/check/fines/ - штрафы.
https://гибдд.рф/check/driver/#+ - проверка на действительность водительского удостоверения.
http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000 – действительность паспорта водителя.
https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/policyInfo.htm - полис ОСАГО.
Реальная машина и водитель ещё не дают гарантию безопасности перевозки. Для большей уверенности рекомендуется застраховать груз. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств и любых неприятностей с грузом страховая компания возместит ущерб. Быстро и недорого застраховать груз можно на 2082.ru в разделе Страхование.
Когда с перевозчиком заключён договор и оформлена заявка на перевозку, продолжайте проявлять бдительность.
Позвоните водителю и задайте ему несколько вопросов о предстоящем рейсе: маршрут, планируемые дата и время погрузки, контактные лица для связи, параметры груза. Водитель должен корректно ответить на вопросы.
Когда машина приехала на погрузку, сфотографируйте машину и водителя на её фоне, чтобы в кадр попал номерной знак. Возьмите документы у водителя и сверьте с теми, которые присылали вам в сканах.
Ещё раз уточните водителю маршрут и сообщите, что переадресации не планируется и выгрузку нужно произвести строго в указанном в заявке на перевозку и в ТТН месте, а печать на ТТН должна соответствовать грузополучателю.
В процессе транспортировки не выпускайте водителя из вида. Запросите у перевозчика ссылку на отслеживание груза или наметьте контрольные точки для звонка водителю.
Более подробно о работе с перевозчиками и водителями расскажем в следующей статье.