Простои при перевозках: как минимизировать потери?

Что такое простой?

В широком смысле, простоем называется время приостановки работы по ряду причин. Применительно к грузоперевозкам, зачастую это бывает связано с несвоевременной погрузкой и отгрузкой товара. Произойти это может как по вине заказчика, так и по вине перевозчика. Поэтому далее будут даны несколько причин, по которым могла возникнуть задержка. А также определены зоны ответственности грузовладельца и подрядчика.

Если речь идет о транспортном средстве, то простой характеризуется следующими особенностями:

1. Задержка транспорта происходит в момент загрузки или разгрузки товаров. Ответственность каждой из сторон определяется условиями договора, который был заключен между ними. Если говорить в целом, то ответственность за погрузку лежит на отправителе груза, а за разгрузку — на получателе. Либо обязанность контролировать оба эти процесса может быть возложена на перевозчика или экспедитора.

2. Невыполнение погрузки и разгрузки задерживает сроки поставки, а также нарушает другие договоренности, имеющиеся между исполнителем и заказчиком. Такие необходимые пункты, как стоянка, заправка и так далее не считаются задержкой, так как должны быть предусмотрены изначально и внесены в график. 

3. За задержку транспортного средства предусматриваются штрафные выплаты. Деньги начисляются за каждый час простоя в количестве той суммы, которая записана в договоре. Если стороны не предусмотрели фиксированную «стоимость» простоя, то начисления штрафа будет производиться в соответствии с законом № 259-ФЗ (5% от общей суммы перевозки).

Какие законы регулируют данный вопрос?

  • Статья 794 ГК РФ. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств;
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (П. 4, ст. 35 устанавливает юридическую ответственность за простой транспортного средства). 

Кому будет начислен штраф? 

Все зависит от того, какая из сторон не выполнила свою часть обязательств. Если в договоре были прописаны сферы ответственности перевозчика и заказчика, будет гораздо проще. Однако не всегда эта информация фиксируется в соглашении. Во всяком случае, существуют общие основания (согласно Федеральному закону №259), на которых штраф может быть выписан либо грузовладельцу, либо грузополучателю. Они следующие:

  • Если товар не был предоставлен для транспортировки вовремя, ответственен отправитель груза;
  • Если в транспортной накладной отсутствуют записи о мерах предосторожности и условиях перевозки, также ответственен отправитель груза;
  • Если перевозчик не смог выполнить разгрузку товара вовремя из-за отсутствия получателя, виноват будет последний;
  • Если транспортное средство не было подано в оговоренное время, ответственность ложится на перевозчика. 

Важное замечание! Штраф не может быть начислен в случае, если стороны нарушили сроки доставки по причине обстоятельств непреодолимой силы (внезапное перекрытие дорог, ураган, наводнение). 

Как оформляется простой?

Задержка транспортного средства фиксируется в транспортных накладных и путевых листах. Оформлять какие-либо бумаги дополнительно нет нужды. Отметки, проставленные в сопроводительной документации, будут достаточным основанием для начисления штрафа. 

Однако есть возможность оформить акт простоя, если это предусмотрено в договоре. Форма акта также должна быть определена в соглашении, либо допустимо составить его в свободной форме. В акте должна содержаться следующая информация:

  • Данные о перевозчике, получателе груза и отправителе;
  • Реквизиты сторон, принимающих участие в сделке;
  • Данные о лице, которое непосредственно составило акт;
  • Сведения о договоре, на основании которого реализуется транспортировка;
  • Характеристики перевозимых объектов;
  • Стоимость предоставляемых услуг (чтобы можно было вычислить размер штрафа);
  • Информация о транспортном средстве;
  • Информация о локации и причинах задержки;
  • Часы простоя. 
  • Необходимо, чтобы эту бумагу подписали отправитель и получатель груза. 

Как избежать простоя?

Как известно, предупредить легче, нежели бороться с последствиями. А потому рассмотрим несколько правил, следуя которым, можно минимизировать риски столкнуться с простоем. 

Что делать грузоперевозчику:

1. Узнать телефон водителя, который должен доставить груз;

2. Уточнить у водителя время отправления после завершения погрузки;

3. Передать водителю точные дату и время, когда он должен прибыть в пункт назначения;

4. Поддерживать связь с водителем на протяжении всего маршрута. В случае, если водитель задерживается в рейсе по каким-либо причинам, необходимо сообщить получателю груза об увеличении сроков доставки;

5. Нужно, чтобы водитель позвонил вам после того, как приедет на локацию, а также после завершения разгрузки. Это условие лучше согласовать заранее.

Что делать грузополучателю:

1. Важно установить связь с тем лицом, которое будет ответственно за разгрузку транспортного средства;

2. Связаться с этим человеком и обозначить, в какое время прибудет перевозчик;

3. Повторно позвонить ответственному лицу за некоторое время до приезда машины, чтобы уведомить его о том, что перевозчик скоро будет на месте;

4. Если перевозчик прибыл на место раньше срока, необходимо сразу же сообщить об этом лицу, ответственному за разгрузку.

Если о задержке стало известно заранее

Может быть такое, что избежать простоя не получается, но о задержке становится известно заранее. В этом случае необходимо сделать следующее:

  • Разобраться в том, что стало причиной простоя;
  • Уточнить у ответственного лица точное время, когда можно будет осуществить разгрузку;
  • Уведомить водителя о текущем положении дел;
  • Примерно за час вновь связаться с ответственным лицом и убедиться, что разгрузка будет осуществлена в оговоренное время;
  • Если разгрузить транспорт в обновленный срок будет невозможно, необходимо вновь повторить вышеописанные шаги;
  • В случае, если ответственное лицо не может обозначить точное время разгрузки или время простоя слишком затягивается, необходимо связаться с компанией, принимающей груз. 

Эти рекомендации могут помочь, если не избежать простоя, то хотя бы сократить его продолжительность. 

Найти груз Найти транспорт