Прогнозирование спроса в логистике: как предугадать потребности клиентов?
Вероятно, вам знаком термин «прогнозирование спроса». Он подразумевает под собой процесс, используемый в различных сферах для составления планов на будущее на основе прошлых и настоящих данных с опорой на конечную цель. Не так уж трудно, верно? Однако прогнозирование спроса в логистике — гораздо более сложный процесс, чем может показаться на первый взгляд. Об этом мы и поговорим в сегодняшней статье.
Что такое прогнозирование спроса в логистике?
Прогнозирование спроса в логистике — это предугадывание будущих потребностей клиентов, связанных с приобретением товаров, их транспортировкой и другими услугами в рамках цепочки поставок. Оно включает в себя анализ исторических данных о заказах, доставке, тарифах и клиентах за различные периоды, а также исследование рыночных тенденций и других факторов для составления прогнозов о будущем росте или снижении спроса.
В логистической отрасли прогнозирование спроса может применяться на различных этапах цепочки поставок, включая создание, распределение и доставку товаров. Оно необходимо менеджерам по логистике, поскольку помогает им оптимизировать свою деятельность и принимать обоснованные решения относительно распределения имеющихся ресурсов.
Точное прогнозирование спроса имеет решающее значение для транспортной отрасли, поскольку позволяет предприятиям планировать будущие потребности в перевозках и мощностях. Предугадывание потребностей клиентов также дает возможность выявить потенциальные уязвимости и смягчить последствия сбоев в цепочке поставок, избежав срочной замены перевозчиков, задержек и завышенных тарифов.
Например, компания, занимающаяся грузоперевозками, благодаря прогнозированию спроса может предсказать количество грузов, которые она получит от грузоотправителей и экспедиторов в ближайшие месяцы, и соответствующим образом спланировать свою работу. Может потребоваться арендовать больше грузовиков, подготовить их к перевозке специальных грузов или нанять больше водителей, если ожидается увеличение спроса. Без такой подготовки компании придется отказаться от новых возможностей для бизнеса.
Как работает прогнозирование спроса?
Прогнозирование спроса в лучшем виде сочетает в себе количественную и качественную историческую информацию и дает представление о ситуации на основе всех доступных форм данных.
Качественные данные могут быть получены из различных источников: отчетах об исследовании рынка, экономических тенденциях, новостей, анализе тарифов на перевозки компании и ее конкурентов. Собранные внутри компании данные, такие как отзывы и предпочтения клиентов, также помогают создать общую картину. Количественные данные собираются внутри компании на основе данных о продажах в обычные и пиковые периоды, веб- и поисковой аналитики и т. д.
Как прогнозирование может помочь в планировании спроса
На рыночные цены и ставки фрахта постоянно влияет множество факторов. Именно эти проблемы может решить прогнозирование спроса:
- Сбор и анализ различных грузовых и экономических данных для точной оценки объемов и пропускной способности;
- Создание моделей для их оценки на различных видах транспорта (автомобильный, океанский, железнодорожный, воздушный);
- Выявление сезонных событий, которые могут увеличить нагрузку, или сбоев, которые могут изменить ее в различных регионах;
- Мониторинг погоды и событий, которые могут вызвать сбои в цепочке;
- Получение информации о том, какие мощности используются и что можно оптимизировать;
- Анализ возможностей, предопределяющих, когда лучше использовать текущие, а не контрактные ставки или наоборот во избежание неудачных инвестиций.
Методы прогнозирования спроса
Из нескольких методов прогнозирования спроса можно выделить следующие:
- Макропрогнозирование. Рассматриваются огромные культурные сдвиги, связанные с глобальными возможностями для бизнеса и повышенным спросом.
- Краткосрочное прогнозирование. Учитываются события в сфере продаж, которые могут привести к повышению цен.
- Долгосрочное прогнозирование. Годовой анализ позволяет увидеть полную и достоверную картину изменения спроса в зависимости от нескольких факторов.
Внедрение прогнозирования спроса
Модернизация S&OP
Выведите S&OP (планирование продаж и операций, обычно выполняется раз в месяц) за рамки электронных таблиц. Такие инструменты, как таблицы Excel, ограничивают ваши возможности из-за сложного объема информации, который необходимо проанализировать для эффективного прогнозирования спроса. Помимо необходимости решать основные сложности, вам и вашей команде потребуется проводить значительную часть времени, пытаясь вписать данные в электронные листы. Однако на сегодняшний день существуют гораздо более удобные технологические возможности, позволяющие сделать процесс сбора и анализа данных более структурированным, простым и понятным.
Улучшенный доступ к данным
Многие сотрудники, занимающиеся прогнозированием спроса, указывают на недостаток видимости данных при планировании потребностей. Переход на цифровые технологии и отказ от электронных таблиц — это первый шаг к оптимизации процесса планирования перевозок, а также гарантия принятия наилучших решений:
- Определение конкретных областей, в которых существует проблема с видимостью данных, позволит начать принимать меры по их устранению;
- Внедрение лучших программных решений может сделать ваши системы более гибкими и подвижными;
- Изменение настроек интеграции или контроля доступа в существующем программном обеспечении может открыть новые возможности для отслеживания ситуации;
- Создание единой централизованной системы, в которую данные будут поступать из разных источников в достаточном количестве, даст возможность проводить более тщательный анализ текущей ситуации.
Ваши прогнозы улучшаются, когда вы работаете с более качественными и обновленными данными, а не просто с большим количеством данных.
Используйте технологии Индустрии 4.0
Вступая в будущее, внедряйте передовые технологии, чтобы опередить своих конкурентов.
- IoT-устройства в заводских цехах;
- Облачные модули планирования;
- RFID-метки в грузовых контейнерах.
И так далее — все это поможет вам легче использовать данные. Видимость данных в режиме реального времени дополняет ваши прогнозы. В качестве бонуса вы можете получать оперативную информацию о потребностях клиентов.
Заключение
Прогнозирование спроса в сфере логистики может показаться сложным процессом, оно имеет решающее значение для повышения эффективности деятельности и роста вашей команды. Внедрить новую систему может быть нелегко, но в долгосрочной перспективе этот шаг обязательно сыграет вам на руку.