Переадресовка груза: можно ли изменить пункт доставки в процессе перевозки?
Кто может менять адрес доставки?
Действующее законодательство позволяет направлять запрос о переадресации и перевозчику, и получателю товара. Однако стоит брать во внимание тот факт, что договор о доставке заключается между перевозчиком и отправителем груза. Таким образом выходит, что юридического права вносить какие-либо коррективы в соглашение, у грузополучателя нет. Давайте разберемся, как быть.
«Знаю точно, где мой адресат»: как поменять пункт прибытия?
Итак, переадресовать груз могут: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик (экспедитор, диспетчер). Процедура смены пункта доставки выполняется в определенном порядке.
Если инициатором был грузовладелец:
1. Направить перевозчику письменный запрос о смене адреса доставки;
2. Согласно «Общим правилам перевозок автомобильным транспортом» запрос должен содержать следующую информацию:
Номер заказа и ТТН;
- Изначальный пункт доставки;
- Первоначальный адресат;
- Адрес и сведения о новом получателе.
3. Дополнительные траты перевозчика, возникшие в связи с изменением места доставки, оплачивает грузовладелец.
Если инициатор — получатель товара:
1. Водитель, которому было направлено обращение о смене доставки, должен уведомить руководство о возникшей ситуации;
2. Компания-перевозчик связывается с владельцем груза для того, чтобы сообщить об отказе получателя принять товар;
3. Далее грузоотправитель должен принять решение о дальнейших действиях и передать эту информацию перевозчику;
4. Если по прошествии двух часов от грузоотправителя не будет получено никаких сведений о дальнейших действиях, перевозчик может вернуть груз отправителю;
5. В таком случае сотрудник компании-перевозчика должен связаться с водителем и уведомить его о необходимости отвезти товар обратно;
6. Если от отправителя были получены данные о новом адресе доставки, он должен выслать документы с указанием конечного пункта прибытия;
7. К тому договору, который был заключен ранее между отправителем и перевозчиком, оформляется дополнительное соглашение. Там же указывается, какую сумму должен будет выплатить грузоотправитель перевозчику;
8. Есть вариант оформления нового договора, в котором потребуется прописать, кто будет выступать в качестве нового получателя товара;
9. Важно учесть тот факт, что договор не расторгается в одностороннем порядке. На новые условия сделки должны быть согласны все участники.
Что делать, если получатель отказывается принять груз?
В ситуации, когда получатель отказывается принять доставленный товар, а отправитель не дает никаких распоряжений относительно смены пункта доставки, перевозчик может поступить следующим образом:
- Сдать груз на хранение в ближайшем пункте до того момента, пока не будут получены дальнейшие распоряжения от отправителя;
- Поместить груз на хранение в собственное складское помещение, если таковое имеется;
- Передать груз другой организации, если товар нуждается в немедленной реализации;
- Вернуть груз обратно с условием, что отправитель возместит полную стоимость услуг по перевозке, компенсирует дополнительные затраты и выплатит штрафы.
Процедура смена адреса - реализуемая, но не самая простая. В идеале, конечно, сделать все для того, чтобы заниматься подобным не пришлось. Как минимум, оформлять дополнительные документы - неудобно. Как максимум, смена получателя и пункта доставки ведет к дополнительным финансовым тратам. Поэтому лучше всего прибегать к этому шагу только в крайних ситуациях.