Логистика пустых контейнеров: как это работает?

Эффективное перемещение грузов — первостепенная задача, которую необходимо решать в рамках запутанной паутины глобальной логистики. Однако есть еще одна проблема, о которой говорят не так часто — распределение пустых контейнеров. Те, кто работают в сфере логистики, знают, что возврат и сортировка пустых контейнеров — головная боль всей отрасли. И хотя кажется, что этот процесс не так сложен, в действительности на него тратится огромное количество ресурсов и денег. В этой статье мы поговорим о том, почему возврат контейнеров является важнейшим этапом всей цепочки поставок.

В чем заключается проблема пустых контейнеров?  

Водный транспорт работает по фиксированному расписанию, а движение пустых контейнеров происходит хаотично. На перемещение контейнеров оказывают влияние такие факторы, как тип товара, место его отгрузки, стороны экспорта и импорта, задействованные в сделке, а также конечный пункт доставки. 

Торговля между двумя странами, как правило, несбалансирована. Это означает, что, когда контейнер разгружается, зачастую нет нового груза, которым его можно было бы немедленно заполнить. Как правило, требуется несколько недель, чтобы найти клиента, который загрузит контейнер и доставит его обратно в порт. Из-за такого дисбаланса порты некоторых стран оказываются перегружены пустыми контейнерами, в то время как другие испытывают их дефицит. При этом порты взимают высокую плату за хранение емкости, тем самым пытаясь заставить перевозчиков убрать неиспользуемые контейнеры с их территорий. 

Все эти факторы приводят к тому, что многие контейнеры перевозятся пустыми, так как их владельцы могут заработать больше денег, если как можно скорее разместят емкость на рынке с высоким спросом на нее. Однако надо понимать, что обратный возврат контейнеров — дорогостоящий и трудоемкий процесс. 

Судоходная линия перекладывает часть проблемы на экспедитора, вовлекая его в административные хлопоты, связанные с перестановкой контейнера. Владелец контейнера также взимает плату за задержку, если тара не возвращается в отведенное время. Мы можем наблюдать, что многие судебные споры между экспедиторами и перевозчиками возникают именно из-за подобных ситуаций. 

Проблемы морских перевозчиков: управление порожними контейнерами 

1. Упущенные возможности продаж и получения доходов

  • Если пустой контейнер «застрял» в том месте, где преобладает импорт, его владелец не сможет заработать денег. Ведь совершенно бессмысленно пытаться сдать тару в аренду там, где в ней никто не нуждается. 

2. Более медленный оборот активов

  • Судоходной компании необходимо обеспечить наличие контейнеров там, где спрос на них высок. А это значит, что она должна убедиться в том, что пустой контейнер был доставлен обратно в предполагаемый пункт отправления. Весь процесс может занять несколько недель;
  • Отсутствие свободных контейнеров в пункте отправления грузов означает, что экспортеры столкнуться с значительными задержками вывоза своей продукции. 

3. Дополнительные расходы

  • Перемещение пустого контейнера влечет за собой дополнительные убытки. Так, например, компания лишается возможности перевезти груз от клиента и получить за это деньги. В этой ситуации транспортная организация оказывается вынуждена оплачивать расходы на перемещение контейнера, в частности, его обработку на терминалах и в портах. В случае, если бы компания перевозила какой-то товар, оплата сопутствующих расходов легла бы на плечи грузоотправителя;
  • Если перевозчик не станет сразу осуществлять обратную доставку контейнера в пункт отправления, ему придется вносить плату за хранение емкости на портовых складах.

Управление перемещением пустых контейнеров

Поскольку перевозка контейнеров является довольно дорогостоящим мероприятием, их владельцы активно пытаются управлять этим процессом, чтобы сократить потери. Вот некоторые меры, которые могут быть применены: 

Наценки за перевозку порожних контейнеров

Одна из тактик заключается в том, чтобы направлять возврат порожних контейнеров в те локации, которые наиболее предпочтительны для их владельцев. По этой причине цены на отправку пустых контейнеров могут разниться в зависимости от склада. Таким образом, они могут обеспечить возврат в более выгодное для владельца контейнера место и переложить часть транспортных расходов на грузоотправителя. Эти надбавки постоянно меняются в зависимости от предложения и спроса на порожние контейнеры на конкретных контейнерных складах.

Более низкие тарифы на перевозку грузов в обратном направлении 

Грузоотправители часто считают, что перевозить в контейнерах дешевые товары нецелесообразно, поскольку это станет причиной повышения цен на них. Однако если предложить им более низкую ставку перевозки, вариант с контейнером может показаться им вполне привлекательным. 

Поощрение использования контейнеров, принадлежащих грузоотправителю 

Если контейнер не принадлежит перевозчику, то он автоматически освобождается от ответственности следить за ним и осуществлять обратную доставку. Все эти процедуры должен будет выполнить сам владелец. Чтобы стимулировать использование контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, перевозчик может предложить более привлекательные тарифы. 

Система повторного использования 

Если есть возможность, вместо того, чтобы возвращать пустой контейнер в пункт отправления, владелец может использовать его для перевозки нового товара, если таковой присутствует поблизости. Естественно, таким образом перевозчик избегает расходов, связанных с возвратом пустых контейнеров, но это возможно только при наличии экспортного груза.

Технологические решения для лучшего планирования

Сегодня большинство владельцев контейнеров завышают прогнозы спроса, поскольку при планировании полагаются на интуицию и устаревшие процессы. Используя технологии, перевозчик может лучше планировать движение контейнеров и минимизировать простой пустых емкостей. Цифровые решения помогают прогнозировать спрос в точке отправления, а также согласовывать доставку обратных грузов в пункте назначения, тем самым сокращая возможные риски и финансовые потери. 

Роль экспедитора в логистике порожних контейнеров

1. Экспорт

Прежде чем грузоотправитель сможет загрузить свой товар в контейнер, ему необходимо сначала его получить. Экспедитор берет на себя организацию всей цепочки: от приема контейнера на складе до его транспортировки к грузовладельцу для погрузки товара. 

2. Импорт

Разгруженный в пункте прибытия контейнер необходимо вернуть обратно на склад. Эту задачу также может решить экспедитор, выбрав наиболее удобный и выгодный вариант обратной доставки. 

3. Внутренние перевозки

Пустой контейнер необходимо забрать со склада, чтобы грузоотправитель мог загрузить в него свой товар. Экспедитор организует и планирует доставку пустого контейнера. После того как полный контейнер будет доставлен и разгружен в пункте назначения, емкость необходимо вернуть на склад. Этим также занимается экспедитор. 

Все эти сценарии достаточно просты. Экспедитор договаривается с владельцем тары о том, откуда необходимо забрать и куда доставить пустой контейнер. Однако организация всего процесса может занимать достаточно много времени. Вот почему многие компании предпочитают поручить реализацию всего процесса грамотному специалисту.  

Найти груз Найти транспорт