Как рассчитать стоимость грузоперевозки
Как транспортные компании определяют стоимость своих услуг?
4. Ориентация на себестоимость.
Что влияет на себестоимость перевозок?
Как рассчитать стоимость комплектной грузоперевозки?
Как рассчитать стоимость сборной перевозки?
Когда стоит использовать расчет в погрузочных метрах?
Какие дополнительные параметры груза используются при расчете тарифа на перевозку?
Как транспортные компании определяют стоимость своих услуг?
На рынке перевозок грузов существуют четыре основные подхода к разработке тарифной политики.
Ориентация на рынок
В этом случае перевозчики не утруждают себя какими-либо расчетами. Они просто отслеживают средний уровень цен и устанавливают примерно такие же расценки на свои услуги. Подобное поведение характерно в основном для индивидуальных предпринимателей и небольших транспортных фирм. В то же время среднерыночные тарифы приходится учитывать не только им, но и всем другим участникам рынка, даже если они придерживаются собственной ценовой политики.
В качестве примера можно привести недавние потрясения в сфере грузоперевозок, вызванные санкционными ограничениями. В условиях кризиса и возросшей конкуренции большинство перевозчиков не смогло позволить себе повышать стоимость услуг. Поэтому они продолжили работать по средним рыночным ставкам, зачастую даже себе в убыток, лишь бы сохранить клиентов.
Показателем того, что многие транспортные компании рассчитывают тарифы именно таким методом, являются так называемые «мусорные» заявки на транспортных биржах. Речь идет о заказах на несуществующие грузы, которые размещают не грузовладельцы, а перевозчики или экспедиторы. Их цель — «прощупывание» рынка, чтобы выяснить уровень ставок по определенному направлению и свою способность конкурировать на этом маршруте.
Ориентация на клиента
Данный подход подразумевает установку тарифов исходя из платежеспособности конкретного заказчика и важности для него конкретной перевозки. Логисты пытаются определить, сколько клиент готов заплатить за доставку, но при этом следят, чтобы расценки были адекватны текущей ситуации на рынке.
В теории такой принцип позволяет перевозчику получать наибольшую прибыль. Но на практике так получается далеко не всегда. Дело в том, что метод довольно трудоемкий и ресурсозатратный, ведь вам необходимо постоянно мониторить положение и обстоятельства каждого заказчика. Кроме того, рано или поздно клиенты догадаются о вашей тактике, поэтому, скорее всего, быстро подыщут вам замену. Следовательно, данный способ ценообразования рекомендуется применять разово в ситуациях, когда клиент готов заплатить любые деньги за транспортировку. Например, если речь идет о новой нише, еще не освоенной конкурентами.
Однако ориентация на клиента имеет и обратную сторону. Многие транспортные компании стремятся завоевать расположение крупных заказчиков системой скидок и бонусов. В результате их тарифы могут быть ниже среднерыночных или даже на грани рентабельности по некоторым направлениям. Зато в ответ они получают лояльных клиентов с большим количеством заявок. А убыток на одних маршрутах может компенсироваться чуть более высокими ставками на других.
Ориентация на прибыль
При таком подходе перевозчик устанавливает такую стоимость на свои услуги, чтобы получать запланированный доход в течение определенного промежутка времени. Но в этом случае возникает вопрос: как рассчитать стоимость грузоперевозки, чтобы она обеспечила требуемую прибыль? Здесь потребуется принимать в расчет все возможные издержки, а также суммарный доход от всех перевозок. При этом для каждой транспортировки существуют своя ставка и объем предоставляемых услуг, что значительно усложняет математические манипуляции. Поэтому данный метод применим в основном или на самом первом этапе выхода транспортной компании на рынок, или при освоении нового сегмента грузоперевозок.
Ориентация на себестоимость
Наиболее взвешенный, справедливый и практичный подход к ценообразованию. При нем вы считаете затраты на конкретную перевозку и добавляете свою маржу, которая обеспечит прибыль вашей компании. В теории такой метод вообще не подразумевает изучения спроса, рыночных цен и предложений конкурентов. В реальности же перевозчикам все равно приходится учитывать сложившуюся ситуацию и зачастую корректировать свои ставки.
Существует несколько мнений касательно того, как рассчитать стоимость грузоперевозки с применением строгих формул. Некоторые логисты и экспедиторы считают по старинке — вручную на обычном калькуляторе. Это не самое лучшее решение. Во-первых, существует большой риск ошибки из-за человеческого фактора. Во-вторых, история таких расчетов нигде не сохраняется (максимум — записывается на бумаге). Поэтому при появлении похожего заказа придется все рассчитывать заново.
Более современный вариант — использование табличных программ типа MS Excel. Они обладают довольно мощным функционалом, позволяют формировать очень сложные формулы для расчета. Поэтому пользователю достаточно просто ввести нужные значения (километраж, вес груза и пр.), чтобы программа выдала себестоимость перевозки. Вместо того чтобы самому составлять подобные формулы, можно воспользоваться готовыми онлайн-калькуляторами на профильных сайтах. Они чаще всего построены на аналогичном с Excel принципе, поэтому выдают достаточно точный результат. Но здесь нужно учесть, что такие калькуляторы покажут только ориентировочную себестоимость, поскольку в них не учитываются все факторы.
Самое продвинутое решение — это специализированное программное обеспечение, позволяющее рассчитывать стоимость грузоперевозки с очень высокой точностью. Именно такими приложениями пользуются крупные логистические операторы, работающие по всей территории РФ. Поскольку подобные программы являются платными и стоят довольно дорого, мелким и средним перевозчикам обычно нет смысла вкладываться в них. Для их задач вполне хватит решений на базе стандартного ПО с корректировкой результата исходя из текущей обстановки на рынке.
Что влияет на себестоимость перевозок?
Рассмотрим основные факторы, которые нужно принимать во внимание при проведении расчетов себестоимости доставки:
- топливо. Важна не только текущая стоимость горючего в определенном регионе. Также учитываются нормы расхода топлива в литрах на 100 км, утвержденные для конкретной модели автомобиля. Нормы расхода меняются в зависимости от степени загрузки машины;
- другие ГСМ. Сумма издержек на смазочные и другие материалы привязывается к количеству израсходованного топлива. Для расчета обычно используются «Нормы расчета расхода горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
- автошины. На расходы влияет цена и количество покрышек, установленных на автомобиле, пробег и нормы износа, которые утверждены в «Правилах эксплуатации автомобильных шин». При этом каждое предприятие может устанавливать собственные нормативы износа;
- техобслуживание и ремонт. Затраты на сервисные и ремонтные работы целесообразно рассчитывать, пользуясь «Нормами расхода запасных частей и материалов на техническое обслуживание и текущий ремонт машин»;
- амортизация основных средств. Вычисляется по фактической стоимости автомобиля и сроку его службы. Зная эти данные, можно подсчитать размер амортизации на рабочий день, рейс или 1 км;
- заработная плата. В эту категорию расходов входит зарплата всего персонала (водителей, менеджеров, ремонтных и сервисных работников, руководителей и пр.). Она определяется по тарифной сетке, в соответствии со штатным расписанием и трудовым законодательством.
Также в себестоимости стоит учесть различные обязательные платежи. К ним относятся налоги, отчисления в бюджетные фонды, дорожные сборы, оплата стоянок, расходы на прохождение техосмотров и т. п. Полученную сумму обычно умножают на два, чтобы учесть порожний пробег автомобиля с места выгрузки в автопарк. Но если у вас получится найти для машины обратную загрузку, это значительно снизит себестоимость поездки и позволит вам увеличить прибыль.
Как рассчитать стоимость комплектной грузоперевозки?
При организации комплектной перевозки, то есть когда клиент заказывает доставку целым автомобилем, учитывается в первую очередь общая протяженность маршрута. На самых популярных направлениях (например, транспортировка из Москвы в один из крупных городов РФ) ставка указывается сразу за весь путь. Для менее востребованных маршрутов расчет ведется исходя из стоимости за километр.
При этом вес самого груза практически не берется во внимание. Ведь тариф просто устанавливается для определенного вида автомобиля. Для «Газели» фиксируется одна сумма, а для еврофуры — примерно в два раза больше. Единственное влияние, которое оказывает вес груза на расчет ставки за перевозку, относится к поправочным коэффициентам, зависящим от класса груза. Всего выделяют четыре класса, которые различаются степенью использования общей грузоподъемности автомобиля.
Также на тариф влияет тип кузова грузовой машины. Например, доставка в обычной тентованной фуре обойдется дешевле, чем в изотермическом фургоне или рефрижераторе. Кроме того, значение имеет и регион, в котором выполняется транспортировка. Ставки для европейской части РФ и труднодоступных районов Сибири или Дальнего Востока могут различаться в разы.
Как рассчитать стоимость сборной перевозки?
В случае сборного груза его весу и размерам уделяется значительно больше внимания, чем при комплектных грузоперевозках. Ведь очень важно вычислить удельную массу каждого перевозимого товара в общей партии. От этого зависит, как вы распределите стоимость доставки между всеми заказчиками. Также в сборной транспортировке появляется понятие объемного веса. То есть важно не только то, сколько весит груз, но и то, сколько места он занимает в кузове.
Существует несколько способов расчета тарифа на сборную грузоперевозку:
- по плотности. Плотность, или удельный вес, — это соотношение массы груза и его объема. В перевозках обычно принимается, что 1 м3 кузова вмещает 250 кг. Следовательно, если плотность продукции превышает 250 кг/м3, то груз не выходит за отведенные ему «границы», а расчет стоимости ведется по фактическому весу. Если же плотность меньше, то тариф рассчитывается не по фактическому, а по объемному весу. Чтобы получить значение объемного веса, нужно объем в м3умножить на 250. Возьмем для примера коробку с мобильными телефонами размером 0,5 х 0,5 х 0,4 м и фактической массой 15 кг. Объем тары составляет 0,1 м3. Соответственно, объемный вес будет равен 0,1 х 250 = 25 кг. Именно по этому значению осуществляется расчет стоимости перевозки;
- по погрузочным метрам (lbm). Погрузочные габариты представляют собой прямоугольник шириной 2,4 м (ширина кузова стандартной фуры) и длиной 1 м. Его площадь равна 2,4 м2. Чтобы рассчитать, сколько погрузочных метров займет груз, нужно умножить его длину на ширину, а затем полученное произведение разделить на 2,4. После этого количество погрузочных метров необходимо умножить на 1544. Это принятый «вес» одного погрузочного метра для стандартной фуры грузоподъемностью 20 т и длиной 13,6 м. Рассчитаем по этому принципу стоимость перевозки для коробки с телефонами из предыдущего примера. Ее площадь равна 0,25 м2, исходя из чего расчетный вес будет составлять 0,25/2,4 х 1544 = 162 кг;
- по палетам. Достаточно простой расчет, но он подходит только в случаях, когда груз перевозится на стандартных европоддонах. Одна фура вмещает 33 палеты, соответственно, вам не составит труда посчитать стоимость доставки одного такого поддона.
Когда стоит использовать расчет в погрузочных метрах?
Как видно из предыдущих примеров, расчеты по объемному весу и погрузочным метрам дают очень разные результаты. Так какой из этих подходов лучше использовать и когда, чтобы правильно рассчитать стоимость грузоперевозки? В большинстве случаев применяется формула объемного веса. Она подходит практически для любых грузов. Но если вам надо перевезти длинномерные изделия, конструкции сложной формы, товар, который нельзя штабелировать, то целесообразно использовать расчет по погрузочным метрам.
Какие дополнительные параметры груза используются при расчете тарифа на перевозку?
Как мы уже выяснили, основными характеристиками груза при расчете стоимости грузоперевозки являются его вес и габариты. Но при формировании тарифа учитываются и другие параметры:
- вид груза. Помимо стандартных, есть грузы, которые требуют специальных условий перевозки и хранения. Например, опасные вещества, скоропортящиеся продукты и пр. Их доставка всегда стоит дороже. Также существуют товары, которые не являются специальными, но требуют повышенного внимания при транспортировке. Хрупкие предметы нуждаются в особом подходе при погрузке и перевозке, а это тоже имеет свою цену;
- стоимость продукции. Чем дороже груз, тем выше вероятность хищения, особенно при перевозках в малонаселенных и удаленных регионах. Также стоимость влияет на компенсационные выплаты в случае повреждения. Соответственно, подобные риски нужно также закладывать в тариф на транспортировку;
- срочность доставки. Если перевозку надо организовать в сжатые сроки (особенно если день в день), то это обстоятельство транспортные компании обычно учитывают с помощью отдельного повышающего коэффициента к базовому тарифу;
- простой автомобиля. Если грузоотправитель или грузополучатель удерживает машину под загрузкой или выгрузкой сверх нормативного срока, то перевозчик из-за этого терпит убытки. А значит, следует предусмотреть отдельную оплату за простой в соответствии с почасовой ставкой;
- дополнительные услуги. К ним относятся погрузочно-разгрузочные работы, упаковка груза, оформление товаросопроводительных документов и другие сервисы, которые не относятся непосредственно к перевозке;
- дорожные сборы. Это могут быть платежи за проезд по платным дорогам, за въезд в центральную часть крупных городов, за получение сезонных разрешений.
Надеемся, наша информация поможет вам в расчетах стоимости грузовых перевозок для успешного развития вашего бизнеса!