Цемент: особенности материала и правила транспортировки
Особенности цемента как материала
К основным свойствам цемента можно отнести:
- Текучесть (в жидком виде);
- Склонность к распылению (в сухом состоянии);
- Потенциальный вредное вещество для окружающей среды и организма человека (большое количество цементной пыли токсично).
Одна из главных сложностей при транспортировке цемента заключается в том, что его нужно перевозить в определенном физическом состоянии, которое необходимо для проведения строительных работ.
Как грузить и перевозить?
Для того, чтобы материал был доставлен в нужной кондиции, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Если речь идет о транспортировке цемента в мешках, одно из главных правил — герметичность упаковки. При попадании влаги цемент начинает твердеть. А потому важно обеспечить сухое пространство для его погрузки. Также следует убедиться в том, что внутри кузова машины нет никаких острых предметов, которые могли бы повредить упаковку с веществом.
2. Погрузку цемента следует производить очень аккуратно, чтобы избежать разрыва мешков. Мешки должны быть крепко завязаны, а нагрузка на кузов распределена равномерно.
3. В случае, если маршрут следования пролегает через местность с высокой вероятностью осадков, необходимо накрыть машину специальным материалом, который способен защитить груз от дождя.
4. Также стоит учесть, что погрузка и разгрузка цемента должна производиться оперативно. Не стоит надолго оставлять «капризный» материал в кузове грузовика.
Транспортировка бетонной смеси
Регламент транспортировки бетона установлен ГОСТом 7473-2010 «Смеси бетонные». Он позволяет обеспечить транспортировку жидкого бетона без потери необходимых качеств.
Основные требования следующие:
1. Транспортировка бетонной смеси возможна только в специально предназначенных для этой операции ТС. К ним относятся бетоносмесители и бетоновозы. Использование самосвалов возможно, но только в том случае, если потребитель на это согласен (этот способ самый экономичный, однако его не следует использовать при перевозке бетона на длинные расстояния).
2. Цистерна, в которой перевозится бетонная смесь, должна быть защищена от попадания дождя и иных осадков, а также от воздействия прямых солнечных лучей. Иначе водный баланс в растворе будет нарушен.
3. Недопустимо добавление в бетонную смесь воды непосредственно во время транспортировки. Введение жидкости в раствор должно осуществляться только на специализированной площадке.
4. Количество транспортируемой смеси необходимо обсудить и согласовать с заказчиком заранее во избежание перебоев с поставками.
Согласно стандартам ГОСТ, перевозка бетонной смеси должна быть осуществлена в следующие сроки:
- При температуре 20-30 градусов Цельсия — 45 минут;
- При температуре 10-20 градусов Цельсия — 90 минут;
- При температуре 5-10 градусов Цельсия — 120 минут.
Незначительные потери
К сожалению, даже при соблюдении всех правил невозможно полностью избежать некоторых процессов, обусловленных взаимодействием бетонной смеси с окружающей средой.
А именно, речь идет об уплотнении раствора при транспортировке. В стандарте ГОСТ прописан допустимый коэффициент уплотнения бетонной смеси. Такая реакция является закономерным следствием даже на незначительную тряску машины.
Также стоит учесть, что в процессе перевозки смесь может оседать в небольших количествах на стенках бетоновоза. Кроме того, при передаче раствора из одной емкости в другую, велика вероятность потери незначительного количества вещества. Норма потери бетона составляет 2%. Точное значение рассчитывается под конкретное транспортное средство и количество перевозимого продукта.