Автопоезд: особенности конструкции и назначение

На сегодняшний день доставка грузов осуществляется самыми разными видами транспортных средств. Выбор варьируется в зависимости от целей и условий транспортировки, а также от габаритов товаров. Бесспорным и очевидным кажется одно — существующее разнообразие транспорта позволяет выполнять разные по сложности заказы. Главное, правильно подобрать машину. В этой статье поговорим о том, что такое автопоезд, и в каких случаях он может быть необходим.

Что такое автопоезд и зачем он нужен?

Согласно определению, которое дается в ПДД, автопоезд — это «механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами)». Однако тут следует сделать оговорку. В данном случае имеется в виду автомобиль или тягач, оснащенный прицепом. Кроме того, транспортное средство, подпадающее под категорию автопоездов, необходимо оснащать соответствующими знаками. А именно, на кабине грузовика должны быть расположены три желтых фонаря на расстоянии 30 см друг от друга. 

Перевозка негабаритных (тяжеловесных или длинномерных) грузов нередко может осуществляться посредством автопоездов. Такое решение позволяет значительно сократить расходы на транспорт, топливо, логистику и прочие составляющие. 

Но рука об руку с плюсами идут очевидные минусы: тяжелая машина может повредить дорожное полотно в процессе движения. Именно поэтому следует четко соблюдать допустимые значения веса авто, и ни в коем случае не допускать перегруз

Далее мы поговорим подробнее о каждом из пунктов.

В чем преимущества и недостатки автопоездов?

Плюсы таковы: 

  • Повышенная грузоподъемность и работоспособность, позволяющая транспортировать негабаритные объекты;
  • Сокращение нагрузки на оси ТС за счет грамотного расположения товаров на большой площади прицепа;
  • Дополнительное пространство для размещения необходимого бортового оборудования;
  • Возможность отсоединить прицеп или его часть;
  • Мощный двигатель (от 450 до 610 л.с.), необходимый для того, чтобы тягач мог тащить за собой остальную конструкцию. 

К основным минусов автопоездов можно отнести следующие:

  • Низкая скорость и маневренность, что делает невозможным движение по центральным улицам города;
  • Плохая проходимость на участках с нарушенным дорожным покрытием, ямами и рытвинами;
  • Движение задним ходом — трудновыполнимая задача.

Какие бывают автопоезда?

Автопоезда могут применяться при транспортировках различных типов грузов. Именно поэтому существует несколько видов таких машин под разные нужды. Автопоезда могут быть:

  • Универсальные. К ним относятся грузовики, позволяющие транспортировать широкий спектр товаров;
  • Специализированные. Сюда входит техника, предназначенная для перевозок товаров, нуждающихся в определенных условиях. А именно: автоцистерны, контейнеровозы рефрижераторы и так далее;
  • Специальные. Автопоезда, конструируемые под конкретные объекты, которые невозможно транспортировать иным образом из-за особенностей их размера, формы и т. д. К таким средствам перевозки могут быть отнесены бронированные автопоезда, фургоны, предназначенные для опасных грузов.

Стоит подчеркнуть, что иногда для перевозки определенного объекта может потребоваться автопоезд, превышающий установленные параметры нормы. В таких случаях понадобится получить специальное разрешение на транспортировку. 

Автопоезда можно также классифицировать по типу распределения нагрузки между тягачом и прицепом. Сцепление может быть следующих типов:

  • Прицепное (тяговая связь между бортовым грузовиком и прицепом);
  • Седельное (опорная связь между тягачом и полуприцепом);
  • Роспускное (опорно-тяговая связь между прицепом-роспуском и тягачом);
  • Седельно-прицепное (между тягачом с прицепом и полуприцепом, тип связи зависит от строения поезда).

Какая длина автопоезда допустима?

Согласно российскому законодательству, максимальная длина автопоезда не должна превышать 20 метров, а длина прицепа — 12 метров. Эти параметры определены в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации». 

Максимально допустимая ширина автопоезда составляет 2,55 метра и 2,6 метров для рефрижераторов. Данная погрешность обусловлена тем, что стенки рефрижераторов более толстые, ведь такие фургоны созданы для перевозки грузов с температурным режимом. 

Разрешенная высота автопоезда равна 4 метрам. Этот показатель рассчитывается от земли до самой верхней точки. Учитывая то, что большинство фургонов не превышают высоту в 2,5-3 метра без колес, соблюсти установленное значение не трудно. Подавляющее большинство моделей будут вписываться в заданные рамки. 

Важно помнить о том, что длина сцепления также входит в установленный лимит. Порой она может достигать 2-2,5 метров, поэтому данный параметр нужно учесть при измерении габаритов автопоезда. 

Правила погрузки

Помимо того, что автопоезд должен вписываться в указанные выше параметры по габаритам, его необходимо правильно загрузить. В данном случае огромную роль играет корректное распределение нагрузки на оси транспортного средства. Также стоит сказать о размерах транспортируемого объекта. Товар может выступать за прицеп ТС, но в пределах двух метров. Кроме того, такой груз должен отвечать определенным критериям, чтобы его перевозка была возможна в принципе. Негабаритный груз не должен:

  • Создавать большое количество пыли, нарушая видимость дороги и препятствуя движению;
  • Нести потенциальную опасность для окружающей среды;
  • Закрывать предупреждающие и иные знаки, а также угол обзора для водителя;
  • Оказывать влияние на устойчивость автопоезда;
  • Производить излишний шум, отвлекающий других участников дорожного движения. 

Разрешенный вес автопоезда

Еще один значимый параметр — вес автопоезда. Как уже говорилось ранее, нагрузка на дорожное покрытие имеет большое значение при движении транспортного средства. Если масса авто будет слишком большой, велика вероятность, что асфальт повредится, а на грунтовых дорогах останутся рытвины и ямы. Итак, какие же значения считаются допустимыми?

  • Для трехосных тягачей — 28 тонн;
  • Для четырехосных — 36 тонн;
  • Для пятиосных — 40 тонн;
  • Для шестиосных — 44 тонны. 

Важная ремарка! Вес автопоезда (то есть, суммарный вес тягача, прицепа и полуприцепа) также входит в общую допустимую массу. Таким образом, для того, чтобы рассчитать, какое количество объектов можно загрузить внутрь, требуется вычесть вес транспортного средства из показателя допустимых значений. Информация о массе того или иного автопоезда содержится в их технических паспортах. 

Что касается осей, то максимальная нагрузка на переднюю ось не должна превышать 10,5 тонн общего веса, а на заднюю — 11,5 тонн, а на оси полуприцепа — 8 тонн. Перегруз может составлять не более 2% от установленных значений.

Что будет в случае перегруза?

Прежде всего, такая ситуация несет в себе потенциальные риски для целостности трасс, по которым поедет перегруженное транспортное средство, а также для других участников дорожного движения. Но если эти пункты не особо пугают «предприимчивых» перевозчиков, то существующие штрафы берут на себя роль сдерживающего фактора. Размеры штрафов варьируются в зависимости от тяжести нарушения. Их значения следующие:

  • В случае, когда длина автопоезда превышает допустимое значение не более, чем на 10 см, а перегруз по осям находится в диапазоне 2-10%, водителю будут начислены штрафные выплаты в размере 1,5 тыс. рублей, перевозчику — до 10 тыс. рублей, юридическому лицу — до 150 тыс. рублей;
  • Если длина автопоезда больше разрешенной на 10-20 см, перегруз по осям составляет 10-20%, водитель получит штраф до 4 тыс. рублей, перевозчик — до 30 тыс. рублей, юридическое лицо — до 300 тыс. рублей.
  • Когда допустимая длина автопоезда превышена на 50 см и более, а перегруз по осям равен 50% и выше, штраф для водителя составит 10 тыс. рублей, для перевозчика — до 50 тыс. рублей, для юридического лица — до 500 тыс. рублей.

Движение автопоезда: о чем нужно помнить?

Садясь за руль автопоезда, необходимо учесть ряд особенностей управления данным видом транспортного средства. В основном, они обусловлены большими размерами и массой автосостава. Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • Автопоезду нужно больше времени и места, чтобы остановиться и разогнаться, чем обычной фуре;
  • В процессе движения автопоезд может крениться в разные стороны. Сильный занос транспортного средства может стать причиной ДТП;
  • Большие габариты автопоезда усложняют процесс управления им. Следует учитывать, что маневренность этого ТС довольно низкая;
  • При изменении направления движения, прицеп будет смещаться в сторону центра поворота;
  • При движении задним ходом прицеп уходит в сторону, что сильно усложняет процесс.

Для грамотного управления автопоездом, следует придерживаться данных правил:

  • На старте движения ехать со скоростью, не превышающей 20 км/ч;
  • При проезде по плохо освещенным трассам включать фонарь автопоезда;
  • В течение всей поездки постоянно следить за состоянием прицепа через зеркало заднего вида;
  • Останавливать автопоезд на участках с целым, гладким дорожным покрытием;
  • Фиксировать любые изменения в процессе поездки и вовремя ликвидировать неполадки;
  • Соблюдать осторожность при подъемах и спусках во время движения.

В заключение можно сказать, что автопоезд — незаменимое приспособление при перевозках негабаритных грузов. Вместе с тем, данное транспортное средство имеет свои сложности при движении и в управлении, которые необходимо учитывать во избежание аварий. Также у него есть строгие ограничения по весу и размерам. Однако соблюдение существующих правил позволяет свести к минимуму риск возможных угроз и воспользоваться всеми преимуществами автопоездов. 

Найти груз Найти транспорт