Логистика «третьей стороны»: что это и в чем ее преимущества?

Логистика третьей стороны или Third Party Logistics (3PL) — это определенный бизнес-процесс, подразумевающий, что гипотетическая компания делегирует большую часть своих логистических задач другой организации. О том, что собой представляет данная модель и какие есть примеры ее использования, поговорим в этом материале. 

Откуда такое название?

Для начала чуть подробнее разберемся в имеющихся определениях. Каждый Интернет-магазин, занимающийся реализацией определенных товаров, вынужден решать ряд логистических вопросов, которые возникнут при любом раскладе. В данной ситуации разные компании сами выбирают тот путь, который посчитают наиболее удобным и подходящим. Некоторые организации предпочитают контролировать весь процесс самостоятельно и справляться собственными силами. Другие — отдают большое количество логистических процессов на аутсорс. Название «3PL» как раз отражает то, насколько подрядчики задействованы в решение вопросов, связанных с логистикой. Это один из уровней в рамках классификации, о которой мы поговорим чуть далее. 

Классификация вовлеченности подрядчиков

  • 1PL (условно говоря: логистика «одной стороны»). Такой способ организации работы предприятия, при котором все логистические процессы компания реализует самостоятельно;
  • 2PL (логистика «второй стороны»). В данном случае компания передает сторонним организациям только часть всех логистических операций (например, хранение товара или его доставку);
  • 3PL (логистика «третьей стороны»). При таком способе большая часть логистических процессов делегируется другим компаниям. Это могут быть не только задачи по хранению и перевозке продукции, но и упаковка, маркировка товара, а также выполнение ряда других необходимых манипуляций;
  • 4PL (логистика «четвертой стороны»). Данный вид взаимодействия с подрядчиками подразумевает, что сторонний оператор берет полный контроль над всеми логистическими процессами, сопряженными с перевозкой груза;
  • 5PL (логистика «пятой стороны»). Самая новая концепция организации логистических процессов. Компания полностью передает полномочия по хранению, доставке и реализации товара другой организации. За производителем остается только одна задача — выпустить готовый продукт. Все дальнейшие шаги берет на себя сторонний оператор. 

3PL-оператор: что должен уметь?

Для того, чтобы подходить под определение «3PL-оператор», подрядчик должен соблюдать следующие пункты:

1. Обладать собственными складскими помещениями, дающими возможность выполнять операции по хранению грузов с разными характеристиками и габаритами, а также реализовывать весь спектр складских услуг.

2. Иметь собственный автопарк, позволяющий осуществлять правильную транспортировку различных товаров, обеспечить все необходимые условия перевозки.

3. Использовать специальное программное обеспечение, за счет которого можно было бы подбирать наиболее удобные и выгодные маршруты перевозки, а также организовывать и отслеживать перемещение, отгрузку и хранение товаров.

Какие задачи решает логистика «третьей стороны»?

1. Отгрузка и прием перевезенных объектов на складе. Это первый этап всего логистического процесса, который должны взять на себя операторы.

2. Обеспечение грамотного хранения товаров на складе.

3. Кросс-докинг. Простыми словами — это осуществление операций по разгрузке и загрузке транспортного средства в обход склада (то есть, грузы не остаются на длительное хранение, а сразу перегружаются с одного транспортного средства на другое).

4. Перевозка товаров до пункта назначения.

5. Маркировка и учет грузов (учет наличия свободных и занятых мест на складе, расчет требуемого количества товаров и так далее).

6. Формирование и сборка заказов.

7. Упаковка товара (и переупаковка в случае необходимости).

8. Решение задач обратной логистики (организация процесса возврата товаров).

9. Поддерживание связи с клиентами и консультирование по возникающим вопросам.

10. Операторы также могут реализовывать следующие виды услуг: экспедирование, страхование и таможенное оформление грузов.

Плюсы и минусы логистики «третьей стороны»

Преимущества:

  • Экономия времени и денег компании. Производитель продукта может не думать о том, как организовать хранение и перевозку товара, так как этот процесс будет контролироваться третьей стороной. Кроме того, компании-продавцу нет нужды держать собственный автопарк, нанимать водителей и другой персонал. Он может просто обратиться к организации, у которой это уже есть, и которая специализируется на услугах по транспортировке грузов.
  • Возможность воспользоваться современными технологиями 3PL-логистики и попробовать новые решения. Не всегда компании могут использовать все имеющиеся на рынке преимущества организации логистических процессов. Ведь они вынуждены решать ряд других важнейших задач, связанных с производством и реализацией продукта на рынке. Однако, если часть процессов будет передана на аутсорс, сторонняя компания сделает все в лучшем виде и предложит передовые решения.
  • Расширение географии рынка. Компания может попробовать продавать продукцию в новых регионах, воспользовавшись услугами 3PL-логистики. 

Недостатки:

  • Невозможность влиять на организацию логистических процессов (так как эта функция передается в руки сторонней организации);
  • Возрастание рисков утечки важных данных, связанных с деятельностью компании;
  • Высокий уровень зависимости от деятельности 3PL-оператора. Вся цепочка производства и продажи может нарушиться по вине другой организации, которой было поручено выполнение важных процессов.

Когда это выгодно?

Несмотря на имеющиеся минусы, логистика «третьей стороны» — очень выгодное и удобное решение, особенно для небольших и средних компаний. Ведь оно позволяет предприятиям избавиться от необходимости решать сложные логистические задачи собственными силами, делегировав их выполнение сторонним организациям, способных справиться с ними гораздо лучше. Кроме того, снижаются финансовые затраты на операции по перевозке, ибо отпадает нужда в наличии автопарка, водителей, ремонтников и других сотрудников. Компании получают возможность полностью сосредоточиться на решении вопросов, связанных с производством, не утруждая себя заботами о том, каким образом продукция попадет в руки покупателям. Кроме того, каждое предприятие вправе самостоятельно решать, какой спектр услуг будет отдан на откуп подрядчикам, а какие задачи оно возьмет на себя. 

Найти груз Найти транспорт