Приемка груза: как избежать ошибок?
Как должна выглядеть приемка груза?
Доставка груза осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной. В этом документе должны быть указаны: тип и характеристики товара, данные об отправителе и получателе. Груз не может быть передан третьему лицу, имя которого не зафиксировано в соответствующих документах. Если подобное произошло, это говорит о нарушении. После осуществления перевозки груза, составляется акт приема-передачи в двух экземплярах. Один отдается получателю, другой — перевозчику.
Получение груза должно осуществляться только в присутствии сотрудника, представляющего транспортную компанию. В противном случае жалобы, которые может высказать получатель в отношении состояния товара, приняты не будут.
Помимо вышеперечисленного, каждый шаг приема товара должен быть зафиксирован на видеокамеру. Необходимо делать фотографии или снимать на видео все этапы проверки. Если клиент обнаружит повреждения или недостачу товаров, наличие снимков поможет ему доказать свою правоту в дальнейшем.
А если не проверять?
Вообще проверка груза при приеме должна производиться всегда. Довольно опрометчиво слепо доверяться перевозчику и верить на слово, что товар пришел в надлежащем состоянии. Даже самый надежный перевозчик не может дать 100% гарантии, что груз не был поврежден в процессе транспортировки. Однако в отдельных случаях допустимо принимать груз без проверки. «Как так?» — может возникнуть вопрос. Сейчас объясним.
Допустимо не проверять груз при приеме, если:
- Товар — жидкий и был доставлен в цистерне;
- Товар был доставлен в контейнере и все пломбы на нем неповрежденные;
- Товар доставлялся в опломбированной таре и пломба не была изменена;
- Если товар штучный и его характеристики указаны на упаковке, целостность которых не нарушалась.
Внешняя проверка груза
Сначала проводится визуальная проверка товаров, цель которой — удостовериться, что грузы на месте и у них отсутствуют видимые повреждения.
1. Все ли товары на месте? Перво-наперво следует удостовериться, что все необходимые грузы, как минимум, присутствуют в полном объеме. Нехватку одной-двух позиций может быть сложно заметить сразу, но недостачу целой линейки товаров не обнаружить невозможно.
2. Не повреждена ли упаковка? Второй шаг при во время визуального осмотра — удостовериться, что упаковка доставленных товаров не была повреждена. В случае, если замечено нарушение целостности транспортной тары, необходимо тщательно обследовать товар.
3. В порядке ли товар? Наличие дефектов на товаре может быть уважительной причиной для того, чтобы отказаться его принимать. Тем более, если все видимые повреждения были зафиксированы на камеру.
4. Были ли соблюдены необходимые условия? Во время перевозки некоторым грузам требуются определенные условия: конкретная температура и уровень влажности. Если при приеме получатель отметил, что правила транспортировки были нарушены, он должен задокументировать этот факт.
5. Есть нарушения? В случае, если при визуальном осмотре были обнаружены какие-либо несовпадения, нарушения, повреждения и так далее, это необходимо документально оформить в присутствии представителя компании-перевозчика. А также приложить к заявлению фото и видео в качестве доказательств.
Проверка документов
После проведения визуального осмотра товаров, требуется свериться с документами, убедившись, что прописанные в них параметры соответствуют действительности. Особенно тщательно следует проводить сверку, если при внешнем осмотре были выявлены какие-либо нарушения.
А именно, требуется:
- Проверить целостность каждой единицы товара (в особенности, если упаковка была повреждена);
- Взвесить груз и убедиться, что его масса соответствует той, что указана в транспортной накладной;
- Удостовериться, что объем груза не отличается от значений, зафиксированных в ТТН;
- Убедиться, что параметры, указанные на упаковках грузов совпадают с теми, что обозначны в сопроводительной документации.
Кто ответственен за повреждения груза?
Недостача или дефекты доставленного товара фиксируются в акте, который составляется в присутствии лица, представляющего транспортную компанию. Необходимо, чтобы этот документ был подписан и перевозчиком, и получателем. Также необходимо, чтобы перевозчик поставил свою печать. В ситуации, когда стороны не хотят признавать свою вину, может быть проведена экспертиза.
Ответственность перевозчика заключается в том, чтобы довезти груз в целости и сохранности до места назначения. Отправитель, в свою очередь, отвечает за то, чтобы груз был передан в транспортную компанию в надлежащем виде, а накладная была заполнена корректно. Получатель в ответе за грамотную проверку доставленных товаров. Если получатель упустил из виду какие-либо нарушения или неточности, транспортная компания не будет нести ответственность за брак.