Цепочка создания стоимости и цепочка поставок: в чем разница?

Термин «цепочка создания стоимости» относится к процессу, в котором предприятия закупают сырье и добавляют к нему ценность за счет разработки, производства и других процессов создания готового продукта, а затем продают готовое изделие потребителям. Цепочка поставок представляет собой действия, которые необходимо предпринять, чтобы доставить продукт или услугу покупателю.

В то время как цепочка поставок нацелена на выполнение запроса клиента от заказа до получения товара, цепочка создания стоимости представляет собой набор действий, которые компания использует для создания конкурентного преимущества.

Цепочка создания стоимости

Идея цепочки добавленной стоимости была впервые предложена в 1985 году Майклом Портером в его книге «Конкурентное преимущество: создание и поддержание превосходных результатов». Он использовал эту идею, чтобы показать, как компании добавляют ценность необработанным материалам для производства товаров, которые затем продаются потребителям.

Концепция цепочки создания стоимости рассматривается с точки зрения управления бизнесом в целом. Руководители, ответственные за создание стоимости ищут возможности для увеличения прироста ценности производимых товаров.

Процесс создания стоимости состоит из пяти шагов. Они дают компании возможность создавать ценность, превышающую затраты на производство и реализацию ее товаров или услуг. Максимизация результатов на любом из пяти шагов позволяет компании добиться существенного преимущества перед конкурентами в своей отрасли.

Пять шагов процесса создания стоимости:

  • Входящая логистика: закупки, складирование и контроль запасов.
  • Производство: превращение сырья и материалов в готовые изделия.
  • Исходящая логистика: действия, необходимые для доставки готовой продукции клиенту. К ним относятся складирование, управление запасами, исполнение заказов, отгрузка и доставка.
  • Маркетинг и продажи: деятельность, направленная на побуждение покупателей приобрести продукт.
  • Сервис: поддержка клиентов и гарантийное обслуживание.

Майкл Портер говорит, что для оптимизации пяти основных шагов в цепочке создания стоимости требуется ряд вспомогательных мероприятий. К ним относятся разработка технологий, управление человеческими ресурсами и создание инфраструктуры.

Для того, чтобы цепочка создания стоимости была прибыльной нужно установить связь между тем, что нужно клиенту и тем, что производит компания, то есть процесс начинается с запроса клиента, проходит через создание стоимости и, наконец, заканчивается готовым продуктом. В процессе создания стоимости уделяется большое внимание тестированию продукции, инновациям, исследованиям и разработкам, а также маркетингу.

Цепочки поставок

Цепочка поставок включает в себя весь поток информации, продуктов, материалов и финансов между различными стадиями создания и продажи товара конечному покупателю. Концепция цепочки поставок рассматривается с точки зрения оперативного управления. Каждый шаг в этом процессе, включая разработку товаров или услуг, их производство, транспортировку к месту продажи и саму продажу, является частью цепочки поставок компании.

Цепочка поставок включает в себя все функции, связанные с получением запроса от клиента и его дальнейшим исполнением.

Вот эти функции:

  1. Разработка продукта
  2. Производство
  3. Маркетинг
  4. Распределение
  5. Финансы
  6. Обслуживание клиентов

Управление цепочками поставок является важным процессом для большинства компаний и в крупных корпорациях включает огромное количество звеньев. По этой причине управление цепочками поставок требует большого опыта, навыков и знаний.

Хотя многие люди считают логистику (или транспортировку товаров) синонимом цепочек поставок, это лишь одна часть уравнения. Цепочки поставок включают в себя координацию того, как и когда продукты производятся с тем, как они транспортируются.

Первостепенными задачами управления цепями поставок являются сокращение стоимости материалов и увеличение эффективности доставки продукции. Надлежащее управление цепями поставок может снизить расходы потребителей и увеличить прибыль производителя.

Найти груз Найти транспорт