Принцип «первым пришел – первым обслужен» (ПППО) в грузоперевозках

Транспортная отрасль часто сталкивается с задержками, простоями и другими трудностями, которые влияют на результаты работы грузоотправителей и перевозчиков при перевозке грузов. В результате стороны тратят время, деньги и усилия на разработку различных стратегий улучшения и оптимизации операций.

Одна из самых инновационных и эффективных стратегий — «первым пришел — первым обслужен» (ПППО) или FCFS (first-come-first-serve). Это метод планирования, при котором первый прибывший грузовик получает приоритет для загрузки или выгрузки на склад.

В логистической сфере это обычная альтернатива планированию на основе жесткого графика (или окон), при котором погрузо-разгрузочные операции расставляется по приоритетам на основе определенного, заранее подготовленного, расписания.

В этой статье мы подробно объясним, как принцип «первым пришел — первым обслужен» работает в сфере грузоперевозок и как внедрить его в процесс вашей цепочки поставок. Мы также объясним стоимость внедрения ПППО, потенциальные преимущества и недостатки для всех участвующих сторон.

Как работает принцип «первым пришел – первым обслужен» в грузоперевозках?

Время является одним из самых важных ресурсов в логистике. Повышение эффективности и производительности помогает оптимизировать грузооборот, уровень запасов, закупки и другие важные аспекты цепочки создания ценности.

Поэтому оптимальная последовательность загрузки и разгрузки является важнейшим аспектом любой складской операции. «Первый пришел — первый обслужен» — это простой и эффективный метод планирования, который ставит в приоритет первый грузовик, прибывший на склад (или производство) для погрузки или выгрузки. Грузовик, прибывший вторым, будет следующим в очереди на погрузку/разгрузку и так далее.

По сути, это метод очереди, который отдает приоритет дальнобойщикам в зависимости от времени их прибытия. ПППО обычно применяется грузоотправителями или получателями, которые перевозят большие объемы грузов и имеют процесс последовательной и быстрой обработки грузов.

Когда все доки склада заняты, вновь прибывшие машины ждут своей очереди на специально отведенной стоянке. Для минимизации времени ожидания, грузоотправителям (или получателям) и автотранспортным компаниям необходимо понимать, как работает метод ПППО и быть готовыми к использованию этой схемы.

Например, транспортные компании или диспетчеры грузовых автомобилей могут составлять расписание рейсов так, чтобы избежать заторов и сократить потери времени и простои. От правильной организации планирования выиграют все участники процесса: грузоотправители, получатели и перевозчики.

Как реализовать стратегию «первым пришел — первым обслужен»

ПППО — это мощная стратегия, которую грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут использовать для оптимизации производительности и операционной эффективности при условии, что реализуют ее должным образом. Ниже рассмотрим, как каждый участник процесса может эффективно реализовать стратегию «первым пришел — первым обслужен»:

Грузоотправителям и получателям

Чтобы повысить шансы на успех от внедрения рассматриваемого метода, грузоотправители и получатели должны учитывать несколько важных моментов:

Адекватные погрузочно-разгрузочные площадки. Отправители или получатели должны убедиться, что у них достаточно доков и пространства для погрузки и разгрузки большого количества грузовиков. Нужны достаточно широкие доки, чтобы можно было эффективно обрабатывать грузы с использованием необходимой техники.

Достаточное количество квалифицированной рабочей силы. Чтобы свести к минимуму время ожидания и ускорить обработку грузов, грузоотправителям и получателям необходимо обеспечить достаточное количество рабочей силы для работы с оборудованием (вилочными погрузчиками, кранами и т. д.) и перемещения грузов во время погрузки и разгрузки. При круглосуточной работе склада возможно привлечение дополнительных рабочих, чтобы избежать простоя из-за пересменки.

Достаточное количество погрузо-разгрузочной техники. Грузоотправители и получатели должны иметь необходимое количество техники для эффективного управления погрузкой и выгрузкой. Отсутствие оборудования в нужном объеме создаст узкие места в процессе, увеличит время ожидания водителей и нарушит работу в целом.

Оптимальное соотношение грузов и транспорта. Чтобы свести к минимуму время погрузки и разгрузки, нужно эффективно перемещать грузы из зоны разгрузки в зону хранения и наоборот. Для этого нужно грамотно спланировать логистику склада, зоны хранения и зоны приемки-отгрузки. Площадь вокруг склада должна позволять грузовикам беспрепятственно въезжать и выезжать с территории, чтобы свести к минимуму заторы.

Лимитированное количество перевозчиков. Когда речь идет о ПППО, грузоотправителям и получателям рекомендуется работать с ограниченным числом перевозчиков. Это позволит лучше планировать и координировать их прибытие на склад и упростит процесс взаимодействия с ними. Таким образом вы избежите ситуации, когда все перевозчики приедут на склад одновременно и на всех не хватит доков.

Перевозчикам

Следование практики «первым пришел – первым обслужен» относительно легко для перевозчиков, поскольку ответственность за создание, организацию и управление процессом лежит на грузоотправителе или получателе.

Тем не менее, транспортные компании должны выполнять требования клиентов и согласовывать свои графики перевозки грузов со сроками клиентов. Ниже подробнее рассмотрим, что необходимо учитывать перевозчикам при работе с моделью ПППО и что они могут сделать, чтобы повысить свою эффективность:

Обучение водителей грузовиков. Первое, что должны сделать собственник транспорта для соответствия требованиям ПППО своих клиентов — это обучить водителей тому, как работает этот метод. После обучения водители должны знать, когда прибыть на объект, где парковаться во время ожидания и с кем связаться по приезду. Невыполнение этого требования может привести к перегруженности склада и увеличению времени ожидания.

Обмен информацией. Во-вторых, автотранспортные компании должны установить оперативную связь с грузоотправителями и получателями, чтобы те всегда были в курсе любых изменений в сроках и могли правильно планировать технику и рабочую силу.

Корректировка графиков. Наконец, одним из наиболее важных факторов, которые необходимо учитывать транспортным компаниям и диспетчерам, является планирование рейсов. Необходимо отправлять водителей поэтапно в соответствии с имеющимися возможностями склада в конкретный момент времени: его вместимостью, рабочей силой и техникой, чтобы не заставлять свои грузовики ждать или простаивать дольше, чем требуется, из-за нехватки места или рабочих. В этом поможет предыдущий пункт – обмен информацией.

Финансовые последствия модели ПППО

Метод «первым пришел – первым обслужен» предназначен для сокращения расходов грузоотправителей, получателей и перевозчиков. Однако он требует первоначальных инвестиций от каждой стороны, прежде чем появится отдача в долгосрочной перспективе.

Инвестиции грузоотправителей и получателей

Грузоотправителям и получателям приходится вкладывать средства в складские помещения и территорию, чтобы организовать процессы погрузки и разгрузки машин. Необходимо также закупить технику, например краны и вилочные погрузчики, и обеспечить наличие достаточного количества квалифицированных рабочих.

В свою очередь перевозчики должны инвестировать в программное обеспечение для динамического планирования маршрутов, обучение водителей, грузовые автомобили и т. д., чтобы все ресурсы могли работать по модели ПППО, особенно при работе с множеством клиентами.

Сокращение расходов

Как упоминалось выше, ПППО может обеспечить экономию средств в различных областях. Например, перевозчики могут сократить расходы, связанные с поиском грузов и планированием рейсов.

Кроме того, транспортным компаниям не нужно организовывать погрузо-разгрузочные работы, поскольку грузоотправители и получатели берут эти заботы на себя. Это может означать, что у перевозчиков станет меньше возможностей для продажи доп. услуг, однако в то же время вырастет оборачиваемость транспорта и можно уделить больше времени эффективному планированию и улучшению показателя стоимости за километр.

В отношении грузоотправителей или получателей тоже есть способы сэкономить, если не закупать услуги погрузки и выгрузки у сторонних организаций, а использовать для этого собственное оборудование и ресурсы. Несмотря на то, что первоначальные затраты будут высокими, в долгосрочной перспективе, этот путь оправдает себя.

Потенциальные потери

Для того чтобы модель «первым пришел — первым обслужен» была эффективной, ее необходимо правильно организовать, тогда удастся избежать переполненности склада и прилегающей территории. Перегруженность может произойти, например, если грузоотправитель договорится с большим количеством перевозчиков, чем может обслужить.

Потенциальные сопутствующие расходы, такие как штрафы за простой, могут противоречить цели внедрения ПППО.

Преимущества внедрения принципа «первым пришел – первым обслужен»

Поскольку ПППО предназначен для повышения эффективности погрузки и выгрузки, то обладает несколькими ощутимыми преимуществами:

Высокая рентабельность – ПППО может быть невероятно рентабельным при правильном внедрении, особенно по сравнению с методом планирования временных окон. Это позволяет грузоотправителям и получателям сократить административные расходы и оптимизировать трудозатраты.

Повышение общей производительность. Сокращение времени ожидания в процессе загрузки и разгрузки повышает общую производительность всех вовлеченных сторон. Грузоотправители и получатели могут обрабатывать больше грузов за определенный период времени. Перевозчики могут свести к минимуму простои и делать больше рейсов в пределах установленного времени работы.

Сокращение административных задач. Выбрав ПППО, грузоотправители и получатели могут исключить из своей рутины несколько административных задач, таких как планирование заказов. Перевозчики могут планировать свои рейсы с учетом отведенного диапазона времени прибытия на конкретный объект на своем маршруте.

Улучшение деловых отношений. Применяя метод «первым пришел — первым обслужен», перевозчикам не нужно ждать груз, как в случае приоритетной погрузки и разгрузки. Точно так же грузоотправители и получатели уверены, что для перевозки их грузов всегда доступны свободные машины.

Недостатки ПППО

Как и любой другой метод планирования, «первым пришел — первым обслужен» имеет свои недостатки:

Повышенные требования к площадям. Первой и наиболее важной предпосылкой успешного внедрения ПППО является обеспечение достаточного пространства для прибытия и ожидания погрузки-выгрузки. В результате грузоотправителям и получателям приходится первоначально вкладывать значительные средства для обеспечения достаточного количества мест для парковки и погрузки-разгрузки.

Отсутствие приоритета. Одним из недостатков является то, что, когда есть приоритетный груз, его невозможно загрузить или выгрузить в первую очередь. Это означает, что грузовику со срочным грузом придется ждать, если перед ним в очереди есть другой грузовик. Поэтому во многих случаях срочные товары могут быть отправлены с опозданием.

Появление слабых мест. Отсутствие фиксированного времени может привести к одновременному наплыву водителей, что приведет к заторам и увеличению времени обработки грузов.

Альтернативы методу планирования «первым пришел – первым обслужен»

Хотя принцип «первым пришел — первым обслужен», несомненно, является одним из наиболее эффективных методов планирования в отрасли, существуют и другие схемы, которые предпочитают многие грузоотправители, получатели и перевозчики, в том числе:

Фиксированный график

Метод фиксированного расписания заключается в том, что грузоотправители и получатели предоставляют перевозчикам точное время прибытия грузовиков. Это лучший выбор для тех, кто хочет полностью контролировать приток и отток грузов.

Он позволяет грузоотправителям и получателям нанимать рабочих и технику по запросу, а также улучшать управление запасами. Однако эта практика делает их уязвимыми для сбоев, поскольку грузовики подвержены задержкам или простоям во время перевозки.

В некоторых случаях машины прибывают с опережением графика, а у грузоотправителей/получателей нет свободных ресурсов для погрузо-разгрузочных операций.

Разгрузка и погрузка в зависимости от срочности

Многие грузоотправители и получатели следуют модели, в которой разгрузка и погрузка зависят от срочности (или приоритета) груза. В этой модели груз, который наиболее срочно необходим на объекте, имеет более высокий приоритет, чем груз, прибывший первым.

Например, грузовик, перевозящий скоропортящиеся продукты, такие как мясо, овощи и молоко, имеет приоритет при разгрузке перед машиной, перевозящей консервы и нескоропортящиеся товары.

Этот метод в основном используют грузоотправители и получатели, работающие с разными типами грузов. Он позволяет им контролировать приоритетность погрузки и выгрузки. Минус в том, что это может не удовлетворять транспортные компании, особенно водителей, которые прибывают первыми, но вынуждены ждать более срочной разгрузки или погрузки груза.

Найти груз Найти транспорт