Как перевозчику посчитать затраты на каждый рейс.
Зная себестоимость рейса, вы всегда будете зарабатывать, ведь от заказов, которые ниже определённой цены вы откажетесь, а на те, которые приносят прибыль согласитесь. Ещё один плюс состоит в том, что, зная расходы, на них можно влиять и стараться уменьшить.
Итак, выделим основные расходы. Понятно, что у каждого своя специфика, поэтому вы впоследствии удалите или добавите нужные вам параметры, мы же в качестве примера возьмём следующие:
- стоимость 1 литра дизельного топлива (у вас может быть газ или бензин),
- средний расход топлива на 100 км. пути,
- фиксированная заработная плата водителю,
- командировочные/суточные (скорее подходит для междугородних перевозок),
- премия водителю за пробег в руб./км.,
- лизинг, кредит, займ и прочие обязательства за конкретную машину,
- техобслуживание, руб./км.,
- страхование (КАСКО+ОСАГО+Ответственность и тд.),
- амортизация, руб./км.,
- Платон.
Какие-то из этих расходов постоянные, которые вы платите независимо от того находится машина в рейсе или нет (лизинг, страховка, фиксированная зарплата и т.д.), какие-то переменные, которые возникают только в процессе эксплуатации (топливо, суточные, премии и т.п.).
Когда машина стоит в гараже, она не приносит прибыли, при этом требует покрытия постоянных расходов. Когда машина в рейсе, к постоянным добавляются переменные расходы, но появляется и доход. Кроме того, появляется несколько параметров, величина которых так же изменяется – это пробег и количество дней в пути.
Для того, чтобы понять, выгоден нам заказ или нет, нужно все параметры свести в одну таблицу и сделать расчёт окупаемости.
Рассмотрим пример.
Дано:
- тентованный 20 тонник,
- стоимость 1 литра дизельного топлива 58 руб.,
- средний расход 32 литра на 100 км.,
- оклад водителя 60 000 руб./месяц, 2 000 руб./день,
- суточные водителю в междугороднем рейсе 1 000 руб./день,
- премия за пробег 2 руб./км.
- лизинг за тягач и полуприцеп 240 000 руб./мес. = 8 000 руб./день,
- техобслуживание 1,42 руб./км. (если у вас уже есть опыт работы, рекомендуем посчитать затраты на техобслуживание, запчасти, шиномонтаж и прочее за прошлый год, а затем посчитать количество пройденных километров за этот же период. Например, вы прошли 140 000 км. за прошлый год, а потратили 200 000 руб. на обслуживание машины. Делим 200 000 на 140 000, получаем 1,42 руб./км.),
- страхование, 230 000 руб./год. = 630 руб./день (ОСАГО 30 000 руб, КАСКО 200 000 руб, если есть, добавьте и страхование ответственности.),
- амортизация 75 000 руб./мес. = 2 500 руб./день (нормы амортизации у всех разные, вы можете посмотреть группу, к которой принадлежите в налоговом кодексе, мы же для простоты возьмем срок службы нашего тягача с полуприцепом 7 лет. Так как лизинг мы выделили в отдельную статью расходов, то здесь указываем чистую стоимость покупки: 9 000 000 руб. Определим так же, что через 7 лет мы сможем продать наше транспортное средство за 30% от стоимости покупки, то есть за 2 700 000 руб. Итого нам нужно самортизировать 9 000 000 – 2 700 000 = 6 300 000 руб. Есть много способов это сделать, мы возьмём простейший, линейный 6 300 000 разделим на 7 лет и переведём в месяцы = 6 300 000 / (7*12) = 75 000 в месяц.)
- Платон, 2,84 руб./км. за проезд по федеральной трассе
Как мы упоминали выше, здесь включены не все расходы, вы можете добавить любые, которые понадобятся для точного расчёта стоимости перевозки: платные дороги, стоянки и прочее. Единственное, что это нужно делать до того, как вы объявите цену заказчику или согласитесь на перевозку за предложенные деньги.
Теперь загружаем все полученные цифры в таблицу (во вложении) и делаем расчёт.
Пример. Вы индивидуальный предприниматель, машина находится на базе в Москве, клиент предлагает поехать в Санкт-Петербург за 55 000 руб. Вы посмотрели обратные грузы на бирже 2082.ru и понимаете, что обратный рейс из Санкт-Петербурга в Москву – 45 000 руб. Итого ваш заработок 100 000 руб. Закладываем на оба рейса 4 дня (будет неплохой бонус, если успеть всё сделать за 3 дня).
Скачайте таблицу, там весь расчёт для этого примера (содержит 2 вкладки: 1 – это калькулятор, 2 – как его использовать).
Получилось расходов на 96 049 руб. Доход 100 000 руб. Чистый заработок за 4 дня составил 3 951 руб., то есть 987,7 руб. в день, не считая налогов. Заплатим налоги, останется примерно 0.
Здесь начинается самое интересное. Если посмотреть на цифры, то видно, что ваш водитель – олигарх, амортизация – это зло, а Платон не так страшен, как его малюют.
Что ещё можно увидеть?
Во-первых, что при таких расходах тратить 4 дня на рейс Москва-Санкт-Петербург и обратно за 100 000 руб. нам не выгодно. Да, мы обеспечиваем работой водителя, поддерживаем машину в исправном состоянии, платим лизинг, копим на новую машину (амортизация), делаем клиента довольным. Бизнес идёт, но себе ничего не остаётся. Кроме того, если есть бухгалтер, логист, реклама и другие расходы, то и вовсе мы окажемся в долгах.
Что же делать?
В такой ситуации нужно начать более качественно работать с цифрами в таблице, с маршрутами, с количеством дней в рейсе и с заказами, выбирать самые выгодные.
Например, сократить количество дней в рейсе с 4 до 3, тогда расходы опустятся до 81 919 руб. Купить топливо не по 58 руб. на заправке, а по 55 рублей на нефтебазе. Нужно пересмотреть мотивацию водителю и сократить его окладную часть, например до 40 000 руб./мес., а премиальную часть повысить. Подумать, как сократить расход топлива. Увеличить срок амортизации с 7 до 10 лет. Нанимать более опытных водителей, тщательно следить за состоянием транспорта, за колёсами, уровнями жидкостей и прочим для снижения возможных неполадок, а следовательно, затрат на запчасти и ремонт.
В общем, таблица не является панацеей от всех проблем, однако позволяет принимать быстрые и взвешенные решения о том, стоит ли отправляться в рейс по предложенной цене или искать другие варианты. Кроме того, не все платят лизинг по 240 000, страхуют КАСКО и делают отчисления на амортизацию.
На основании каких данных вы принимаете решения об отправке машины в рейс? Как считаете экономику одной перевозки?