4 веские причины проверить надежность крепления колес вашего грузовика

Действительно ли операторы грузовиков должны выполнять подтяжку колес через некоторое время после установки каждого? Короткий ответ — да. Если только у вас нет четко определенной процедуры установки колес, совмещенной с программой контроля момента затяжки болтов.

Проще говоря, если колесо не установлено правильно, никто не знает, насколько прочно его зажимает гайка и верно ли вообще оно посажено на ступицу. 

Одно дело, когда речь идет о новых колесах, установленных на ступицы с современным крепежом. Совсем другое — установка ранее использованных колес и крепежа на оборудование, которое уже было в эксплуатации. В этом случае потребуется повторная затяжка.

Общепринятая мудрость гласит, что недавно обслуженные колеса следует повторно затянуть через 100 — 150 км после их установки. Это отличная идея, но ее осуществление может оказаться непрактичным. Специалисты рекомендуют проехать не менее 10 км с несколькими поворотами, чтобы колесо (колеса) село на место, а затем проверить крутящий момент. И при необходимости повторно затянуть. Подробнее об этом ниже.

А пока вот четыре причины, по которым вам необходимо проверить прочность крепежей, а также один совет, как обеспечить правильную затяжку колес. 

1. Состояние поверхностей, соединенных между собой

Ржавые или грязные сопрягаемые поверхности между колесом и ступицей могут привести к неоптимальному контакту между ними.

Отслоившаяся краска, чешуйки ржавчины, грязь и другой мусор на лицевой стороне монтажных поверхностей могут помешать установке заподлицо. Проблемы начинаются, когда этот материал со временем смещается, поскольку колесо вращается и подвергается различным разнонаправленным нагрузкам. Между ступицей и колесом образуется зазор. Как следствие, сила зажима снижается, а крепеж ослабевает. Вот почему так важно всегда полностью очищать скрепляемые поверхности ступиц и колес проволочной щеткой или абразивным диском. 

2. Структура крепежа влияет на усилие зажима

Ржавые, растянутые или изношенные крепежные элементы не могут обеспечить необходимое усилие зажима, даже если все остальные элементы исправны. 

Хотя опубликованных исследований о влиянии старения и деградации оборудования, вызванных эксплуатацией и факторами окружающей среды, мало, исследование компании Woodrooffe and Associates из Оттавы, Онтарио, демонстрирует, что повторное использование деградировавших фланцевых гаек может быть проблематичным.

«Случайные тесты показали, что по мере старения фланцевых гаек или при повторном использовании их характеристики крутящего момента/зажимного усилия могут составлять всего 50% от расчетного значения», - отмечает компания в своей работе «Разъединение колес тяжелых транспортных средств: изучение причин».

«Учитывая, что крепление колес со ступицей зависит исключительно от силы зажима, предотвращающей отсоединение колеса, такое снижение характеристик силы зажима представляет собой значительный риск отцепление колеса», - говорится далее в отчете.

Перед установкой колеса специалисты должны проверить состояние шпилек с помощью калибра для измерения шага резьбы. Если шпильки в хорошем состоянии, их следует тщательно очистить, снять заусенцы и экономно смазать в соответствии с рекомендациями производителя.

Остерегайтесь использовать крепежи неизвестного происхождения, о качестве которых вам ничего неизвестно. От крепежа колес зависит очень многое. Можете ли вы позволить себе такие риски?

3. Чрезмерно (или недостаточно) закрученные болты — это плохо

Чрезмерное закручивание болтов может растянуть шпильки, резко снизив их способность поддерживать достаточное усилие зажима.

Сильнее — не значит лучше, особенно при повторном использовании шпилек и гаек. Многие специалисты пытаются добиться максимальной силы зажима, не осознавая возможных последствий. Момент затяжки очень важен, поскольку шпилька может растянуться, как пружина. Если проделать всю процедуру неверно, не получится правильно распределить нагрузку на элементы. 

Таким образом, вы можете либо недозатянуть, что приведет к ослаблению колес, либо перезатянуть, что приведет к растяжению шпильки. Чрезмерное закручивание является наиболее распространенным в отрасли и обычно приводит к снижению силы зажима.

Растянутые шпильки будут иметь деформированную резьбу. Если у вас нет измерителя шага резьбы, проверьте состояние шпильки вручную. Например, необычное сопротивление при вращении рукой может указывать на растяжение. При наличии каких-либо сомнений проверьте рекомендации поставщика по силе закручивания.

4. Непоследовательная процедура установки колес

Правила установки и их соблюдение варьируются от магазина к магазину и от специалиста к специалисту.

Устранить несоответствие практически невозможно, поэтому повторная затяжка крепления, является хорошей мерой безопасности. Однако важно следить за тем, чтобы установка подшипников и колес была выполнена правильно с самого начала. Техникам необходимо повторно проверить качество выполненных работ перед тем, как грузовик или трейлер будет выпущен из цеха. А главное: всегда лучше потратить деньги на превентивные меры, чем бороться с последствиями. 

Установите интервал проверки крепления колес для конкретного автопарка

Компания TMC разработала процедуру контроля, которую автопарки могут использовать для проверки эффективности установки колес вместо повторной затяжки болтов. Процесс включает в себя документирование значений крутящего момента при установке, а затем повторную проверку после поездки по заранее установленной трассе под нагрузкой.

Это все еще требует некоторой работы и дополнительного усердия, но с точки зрения логистики это будет проще и безопаснее, чем полагаться на водителей в вопросе обеспечения повторной затяжки колес после обслуживания.

Найти груз Найти транспорт